С названием «Клязьма» на борту
Клязьма главная река Владимирской области. На ней стоят наши Вязники. Неудивительно, что название этой реки близкое и родное для каждого вязниковца. Однако ее именем называли не только улицы, пансионаты, турбазы и точки общепита (в Московской области даже существует целый поселок Клязьма, который сейчас числится микрорайоном города Пушкино), но также корабли и суда. Причем, как речные, так и морские, хотя относительно больших рек и, тем более, морей, столь привычная нам Клязьма и невелика…
Пароход, построенный потомками Лермонтова
Символично, что один из самых первых пароходов под названием «Клязьма» появился именно на реке Клязьме. Им стало небольшое грузопассажирское паровое колёсное судно. Оно было построено пароходством, владельцем которого являлся генерал от инфантерии Александр Андреевич Катенин, по материнской линии — потомок Лермонтовых. Его брат отставной генерал-майор Михаил Андреевич Катенин, командир Владимирского губернского ополчения во время Крымской войны, жительствовал в своей усадьбе Михайловское близ погоста Спас-Купалищи на Клязьме. Именно он и подсказал брату, уже имевшему свой флот на Волге и Каспийском море, пустить первые пароходы по Клязьме. Так в 1850-гг. во Владимирской губернии появились три парохода, в том числе «Клязьма», осуществлявшие рейсы до Вязников, а весной, во время высокой воды во время половодья — до Коврова. В 1860 году 60-летний А. А. Катенин скоропостижно скончался в Оренбурге от инсульта (он в полной парадной форме в сильнейшую жару делал смотр уральским казакам), после чего его пароходство прекратило свое существование. Пароход «Клязьма» был продан и переименован.
Минный заградитель и тральщик
Следующим название «Клязьма» носил уже боевой корабль. После начала Первой мировой войны российский флот испытывал острую нужду в минных и сетевых заградителей, способных выставлять заслоны из мин и специальных сетей, преграждая путь вражеским кораблям. В 1914 году в Нижнем Новгороде на судостроительном заводе «Нижегородский теплоход» попробовали переоборудовать в минно-сетевой заградитель недавно построенный дизельный буксир «Демосфен», имевший небольшую осадку. Опыт оказался удачным. Перестроенный корабль получил новое имя «Припять» и был зачислен в состав Балтийского флота.
По его «улучшенному» образцу морское ведомство в 1915 году заказало государственным и частным верфям еще 8 «Демосфенов» для того же Балтийского флота, присвоив строящимся минзагам названия в честь различных российских рек. Заказ на три таких корабля получил Балтийский завод в Петрограде. Один из них был назван «Клязьма». Он строился под руководством выдающегося кораблестроителя Анатолия Иоасафовича Маслова — будущего главного конструктора знаменитых советских крейсеров типов «Киров», «Максим Горький» и «Чапаев», лауреата Сталинской премии и кавалера ордена Ленина, профессора и доктора технических наук.
Минный заградитель «Клязьма» по проекту имел водоизмещение от 320 до 388 тонн, длину до 51 метра, ширину — до 8 метров, осадку — почти до полутора метров. Корабль оснащался двумя дизелями мощностью до 500 лошадиных сил и имел два винта. Подобная энергетическая установка позволяла ему развивать ход до 11 узлов (1 узел равен примерно 1,85 км в час), что для заградителя было предостаточно. Для своего водоизмещения и размеров «Клязьме» полагалось мощное артиллерийское вооружение — две пушки калибром 76,2-мм (трехдюймовки), один 37-мм зенитный автомат, а также два 7,62-мм пулемета. С таким оружием заградитель не уступал миноносцу. Кроме того, корабль мог принимать на борт до 120 мин заграждения, тралы и сети. «Клязьма» имела дальность плавания в 1800 миль и оснащалась радиотелеграфом. Ее экипаж состоял из 80 человек.
«Балтийский завод» изготовил секции корпуса и основные механизмы «Клязьмы», после чего их в 1916 году в разобранном виде отправили по железной дороге в Архангельск на Государственный судоремонтный завод, так как было решено усилить кораблем Северную военную флотилию. Там «Клязьму» достраивали уже на плаву вплоть до 1918 года, когда начавшаяся Гражданская война окончательно прервала работы. В строй «Клязьма», кажется, так и не вступила. Скорее всего, недостроенный корабль был разобран в 1920-е гг.
Любопытно, что еще два корабля типа «Припять», то есть систершипы «Клязьмы» под названиями «Исеть» и «Селенга» должны были строиться… на Клязьме. Они были заказаны судоверфи Ивана Александровича Шорина в соседнем Гороховце, но данное предприятие оказалось не в состоянии построить эти корабли, и их созданием занимался «Нижегородский теплоход» в «столице Поволжья».
В начале 1920-х гг. появился еще один военный корабль под названием «Клязьма». Это был тральщик Балтийского флота. По всей видимости, он был переоборудован из гражданского судна. В то время после окончания Первой мировой и Гражданской войн началось массовое траление Балтики для того, чтобы очистить ее воды от тысяч мин. Именно тогда было временно значительно увеличено число тральщиков за счет привлечения к тралению приспособленных судов. Сохранившееся в фондах Российского государственного архива военно-морского флота дело свидетельствует о том, что тральщик «Клязьма» числился в составе Морских сил в 1921-1922 гг. Скорее всего, после выполнения поставленной задачи этот корабль вновь стал мирным судном.
Малый танкер из Финляндии
Третьей по счету «Клязьмой», которой довелось нести военно-морской флаг, стал малый танкер, построенный по заказу СССР в Финляндии на верфи «Wartsila Crichton-Vulcan» в городе Турку (бывшем Або). Закладка судна состоялась 28 апреля 1951 года, 29 сентября того же года его спустили на воду, а почти ровно через год после закладки 29 апреля 1952-го передали заказчику.
Проект данной серии судов разработала финская компания «Valmet». Это было однопалубное двухостровное судно валовой вместимостью 1178 регистрационных тонн и девейт в 1328 тонн, длиной в 69 и шириной в 10 метров с осадкой до 4,5 метров. Судно имело дизель мощностью до 1100 лошадиных сил, позволявший развивать скорость до 11,5 узлов. Шесть танков «Клязьмы» вмещали почти 1400 жидкого груза — нефти, мазута или солярки. Кроме того имелся небольшой сухогрузный трюм. Экипаж танкера состоял из 31 человека.
Первоначально «Клязьма» являлась гражданским танкером, состояла в Дальневосточном морском пароходстве и имела порт приписки Владивосток, исправно снабжая топливом различные суда и порты тихоокеанского побережья, служила бункеровщиком Владивостокского морского торгового порта. Однако в 1975 году танкер передали военно-морскому флоту. Он перешел на север и вошел в состав Краснознаменного Северного флота в качестве корабля обеспечения. В этом качестве «Клязьма» прослужила до 1987 года, после чего была списана и отправлена на металлолом.
«Немка»
Еще одной «Клязьмой» стал однопалубный винтовой сухогрузный речной теплоход с полуутопленной настройкой в носу и двухъярусной надстройкой в кормовой части, предназначенный для перевозки генеральных грузов, например, леса или контейнеров. Он был построен по типовому проекту 276 в ГДР судостроительным предприятием VEB Schiffswert Edgar Andre в городе Магдебурге на реке Эльбе в 1960 году.
«Немка» «Клязьма» имела водоизмещение в 1000 тонн, длину 67 метров, ширину 8,16 м и осадку 2,14 м. Два дизеля по 300 лошадиных сил каждый позволяли развивать скорость до 16,5 узлов. Судно могло перевозить до 700 тонн груза, имело экипаж в 14 человек и автономность до 10 суток. «Клязьма» работала в составе Камского речного пароходства. К началу «лихих 90-х» судно уже было выведено из эксплуатации и служило в качестве бункеровочной базы в Уфе на реке Белой. Лет 20 назад эту «Клязьму» списали и отправили для разделки на металл.
Речной теплоход
Наконец, тоже в ГДР той же верфью VEB Schiffswert Edgar Andre в Магдебурге в 1955 году была построена еще одна «Клязьма» — пассажирский речной теплоход, что-то вроде речного трамвайчика водоизмещением 181 тонна, длиной 42,4, шириной 7,1 и с осадкой 1,5 метра. При 10 членах экипажа такое судно принимало на борт более 100 пассажиров и могло их перевозить со скоростью 11 узлов. Первоначально «Клязьма» эксплуатировалась на Волге и имела порт приписки Рыбинск, работая на линии Рыбинск — Череповец. Однако числилось оно за Московским речным пароходством. В декабре 1981 года это теплоход по неизвестной причине переименовали в «Рубин». Он был переведен в столичный регион на канал имени Москвы. По прямому назначению судно уже давно не эксплуатируется и находится на приколе в Котовском заливе Клязьминского водохранилища. Так что в итоге экс-«Клязьма» оказалась на Клязьме…
Николай ФРОЛОВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век» № 50 (415) от 20 декабря 2018 г.