«Рыбные» заметки Ивана Голышева
Об Иване Александровиче Голышеве – известном мстёрском выходце из крестьян, археологе-любителе, краеведе, литографе и издателе написано множество статей и даже целые книги. Однако, мало где упоминается, что Иван Александрович был заядлым рыболовом и знатоком местных секретов приготовлений речных даров.
О знаменитых вязниковских и мстёрских, пусть и не сазанах, зато сомов, лещей и щук он неоднократно писал в газету «Владимирские губернские ведомости». Интересны они будут не только любителям истории родного края, но и современным рыболовам, ведь в наших местах до сих пор нет-нет, да и попадаются весьма знатные экземпляры речной фауны.
Статьи обнаружил и подготовил для публикации наш читатель Юрий Архипов. За эту работу редакция выражает краеведу и энтузиасту большую благодарность.
Сродни знаменитой «царской» рыбке
В 1860-е годы на страницах «Ведомостей» вышло небольшое письмо Ивана Голубева. В нём краевед рассказывал о рыболовных традициях села Рыло Вязниковского уезда. При этом продукцию местных рыбаков Иван Александрович сравнивает со знаменитой «царской» рыбкой – переяславской сельдью, которая шла на стол императорской семье.
Вот, что пишет краевед (здесь и далее цитаты приближены к нормам современного русского языка, — прим. ред) : «Вязниковского уезда Рыловского удельного приказа крестьяне д. Заборье с давних пор занимаются ловлей рыбы в р. Клязьме и озере Нефро – крупных сомов, лещей, щук, судаков, окуней и карасей; изредка попадается и стерлядь.
Всю эту рыбу крестьяне продают в г. Вязниках и Коврове, а мелкую в осеннее время коптят по заказам. Пискарей (так у И.А. Голышева, — прим ред.) сушат и отправляют на продажу также в г. Вязники и на базары по окрестным селениям.
Способ копчения далеко превосходит тот, каким коптят архангельские сельди и шемая. Копчёная рыба, приготовляемая крестьянами д. Заборье, — мягка, вкусна и не имеет такого резкого запаха копоти, так что скорее напоминает известную копчёную сельдь переяславскую».
Щучья икра – любимое лакомство мало-мальски зажиточных вязниковцев
Также И.А. Голышев в одной из своих статей, датированных серединой XIX века, отмечает, что вязниковцы и мстеряне частенько ловили крупных щук. Их вес порой достигал 10-15 фунтов. В нашей системе весов – это 4,09 – 6,14 кг. Особенно в чести были рыбы с икрой.
Вот, как об этом рассказывает наш земляк: «…Весной щук в Вязниках и Мстёре покупают всё больше для икры. Икру обваривают до 3-х раз кипятком, затем мало присаливают, выкладывают на решето, покрытое салфеткой, чтобы стекла вода, собирают с него и хранят в банках. Такая икра очень вкусна, если хорошо приготовлена. По вкусу она не уступит порядочной зернистой икре. Но, к сожалению, она не может долго хранится без повреждения и может храниться на леднике не больше двух недель, а потом уже подвергается порче.
В г. Вязниках, слободе Мстёре и других селениях, в мало-мальски зажиточных домах, весной, вы непременно встретите эту жёлтую, как янтарь, щучью икру, поданную для закуски».
Коптелки и сушёные пискари
Читая заметки Ивана Голышева, невольно удивляешься тому, какое внимание автор уделял деталям. Он до мельчайших подробностей старался описать тот или иной процесс. Не исключение и «рыбные» заметки. В частности, в статье для «Владимирских губернских ведомостей» он вкусно рассказал о популярных способах приготовления рыбы, практиковавшихся некогда в нашем уезде. Тем самым он, по сути, сохранил для потомков древние рецепты.
«…Следует упомянуть о местном приготовлении двух сортов рыбы: коптелки и сушёных пискарей. Коптелка приготавливается следующим способом: рыбу не очень крупной величины – плотва, окунь, лещик, язь – вычистив внутренности, развешивают на верёвочках или лычках, по шестам (жердям) в особенно устроенной землянке. Внизу в вырытой яме раскладывают можжевельник и зажигают. Землянку тем временем затворяют наглухо. Копоть дыма и лёгкий жар от огня охватывают развешанную рыбу, которая через известное время делается как бы провяленной. По окончании снимают её с шестов и коптель готова.
Такая рыба очень вкусна. Она продаётся от 10 до 15 копеек за фунт. Копчением занимаются немногие – человека 4 зарецких крестьян. Способ приготовления они хранят в секрете, а потому не каждый сумеет приготовить её…
Сушёные пискари – это известная рыбка самой маленькой величины, называемая здесь моль, молявка, то есть мелкая рыба, — ловится преимущественно в Клязьме. Её сушат в обыкновенных русских печах. Рыбка получается чрезвычайно вкусной и не подвергается никакой порче. Рыбка ловится не всегда. Бывают годы, когда сушёные пискари продаются от 15 до 20 копеек за фунт».
Иван Голышев также отмечает, что вязниковская рыба считалась настоящим деликатесом. Местные купцы даже наладили её отправку по железной дороге в соседние регионы, где она пользовалась большим спросом. Так что в то время Вязниковский уезд многие знали, прежде всего, по вкусной рыбе.
Обобщил Андрей ВЕДЕНЕЕВ.
Источник: Газета «Районка, 21 век» №44 (409) от 8 ноября 2018 г.