Уникальное кружево вязниковского края
Кружевоплетение на коклюшках – ремесло для наших краев нетипичное, и героиня этой статьи Ольга Рыловская является, пожалуй, единственной профессиональной кружевницей в нашей округе.
Ольга Ивановна – детский педагог, работает в Доме культуры станции Мстёра. На её занятия ходят не только дети, но и взрослые: уж очень красивые вещи получаются в итоге – лёгкие и воздушные.
— Чтобы освоить азы этого ремесла, нужно иметь терпение и усидчивость, — предупреждает Ольга Ивановна. – Остальное, как говорится, — дело техники. Я и сама до сих пор учусь. Правда, единомышленников среди земляков у меня нет, но по интернету мы общаемся с мастерами из Вологды, Кирова и других городов. Несколько лет назад я даже участвовала в Международном фестивале «Кружевная тропинка», где удалось посетить мастер-класс венгерских рукодельниц по плетению кружева «хуния».
А вот приспособления для вязания кружева можно изготовить самостоятельно — и деревянные коклюшки, и барабан-подушку. Ещё необходимы вязальный крючок, сотня-другая булавочек и сколок. Сколок – это рисунок, по которому «накалывается» кружево – отсюда и название.
— Помню свою самую первую работу-манжетку, — вспоминает Ольга Ивановна! – Сколько же там было ошибок! Но я всё равно её храню как память.
Кружевоплетение даёт широкую волю творчеству, но в его основе лежат сложившиеся правила, отступать от которых нельзя. Так, коклюшки перебираются в строгом порядке и нитки перекручиваются в определенной последовательности. В основе кружевного плетения — всего пять элементов: «полотнянка», «плетешок», «насковка», «сетка» и «паучок».
По словам профессионалов, чтобы выполнить идеальный узор, нужно сплести его не одну сотню раз. Только тогда рука приноровится, и ниточка ляжет к ниточке, без горбинок. Конечно, большое значение имеет и качество нитки. Мастера своего дела используют только натуральные – льняные или шёлковые. В отличие от более доступной синтетики, они не тянутся. Единственный минус натуральных нитей – их дороговизна. Не случайно, и в те времена, когда кружевоплетение только зарождалось, крестьяне плели только для богатых – себе они не могли позволить такой роскоши.
Сама Ольга Ивановна для близких ни труда, ни материала не жалеет и любит вязать масштабные вещи – платки, воротники, блузы, платья. Конечно, это стоит огромного усердия. Так, на вязаную кофту в подарок подруге рукодельница потратила почти три месяца. А невесомые шали и накидки украшают не только плечи самой кружевницы, но и выставочные панно в родном Доме культуры станции Мстёра.
Отметим, что сельский ДК – сам как огромный музей декоративно-прикладного творчества. В каждом помещении – стенды с работами местных учеников — глиняными игрушками, вышивками, куклами ручной работы, сувенирами и колокольчиками, живописью, выполненной не красками, а пластилином. Заведующая ДК Наталья Маслова с большой теплотой говорит о коллегах-умельцах и их работе с детьми:
— Декоративно-прикладное искусство – это наше достояние. Частыми гостями у нас бывают даже дошколята, которые ходят в детский сад по соседству. Мы прививаем любовь к народным промыслам с детства. Пусть у них не всё получается, но, когда у ребят загораются глаза от того, что они держат в ладошках свою первую творческую работу – это дорогого стоит. Мы очень хотим возродить любовь к творчеству и передать подрастающему поколению секреты своего мастерства.
Елена ЕМЕЛЬЯНОВА.
Источник: Газета «Районка, 21 век» № 23 (388) от 14.06.2017 г.