//   Погода:
Новости

Вязниковец, который брал Берлин

Взятие Советской армией Берлина — столицы нацистской Германии в апреле 1945 года — одна из наиболее ярких страниц отечественной воинской славы. Без преувеличения можно сказать, что об этом знает каждый россиянин. Но куда меньше наших современников помнят, что Берлин русские войска впервые брали ещё в царствование дочери Петра Великого — императрицы Елизаветы Петровны в далёком 1760-м.

Весной 45-го, когда ценой больших потерь наши солдаты штурмовали Зееловские высоты на дальних подступах в столице Третьего Рейха, чтобы поднять боевой дух наступающих частей, символический ключ от ворот Берлина был вручен командующему 8-й гвардейской армией генералу Василию Чуйкову. Он служил напоминанием, что русские войска подходят к этому городу уже не в первый раз. И если мы по праву чтим память ветеранов Великой Отечественной, нельзя забывать и про наших земляков, захвативших прусскую столицу в 1760 году…

В 1760 году отряд генерала графа Захара Чернышева оказался на подступах к вражескому логову — Берлину. Прусские части в столице насчитывали 14 тысяч человек. Однако после массированного артиллерийского обстрела берлинский гарнизон капитулировал. Это случилось 28 сентября 1760 года. Граф Чернышев писал своему другу графу Михаилу Илларионовичу Воронцову — владимирскому помещику и брату будущего первого владимирского наместника и губернатора Романа Воронцова:

«Шестнадцать дней, будучи все в походах и движениях, успел исполнить порученную мне комиссию, Берлин взял, в нём был; контрибуция и прочее с него собрано, неприятеля от него принудил отступить, ариергард разбил… Я весьма счастливым почитаю, что сие так удачно учинилось и действительно со славою оружия милосердной нашей государыни».

В числе других русских, прошедших тогда по берлинским мостовым, был и Фёдор Петрович Толпегин, носитель фамилии, известной в старых Вязниках. В декабре 1746 года 28-летнего Фёдора взяли в рекруты и определили рядовым в Казанский драгунский полк. К началу войны с Пруссией драгун Толпегин служил уже 10-й год и считался опытным солдатом. В составе своего полка он участвовал во взятии прусских крепостей Пиллау и Кёнигсберга, бился в сражениях под Кюстриным и Франкфуртом. В последнем из них Фёдор был ранен неприятельской пулей в колено правой ноги, но после лечения в лазарете вновь вернулся в строй. В 1759 году он получил звание капрала. В следующем году капрал Толпегин участвовал во взятии Берлина, что зафиксировано его послужным списком, хранящимся в фондах Государственного архива Владимирской области.

После окончания войны Толпегин получил звание каптенармуса, а в 1770-м — вахмистра. В 1772 году вахмистр Толпегин был переведен на службу в Соляную контору — добыча соли тогда велась только государством и строго регламентировалась. Только в 1783 году, после 37 лет беспорочной службы, Фёдор Петрович вышел в отставку, получив в награду первый офицерский чин прапорщика. По законам того времени вчерашний крестьянин, став «его благородием» автоматически получил права потомственного дворянства. Женившись, Толпегин на скопленные за долгие годы средства, купил небольшое имение, где и поселился. Скончался он накануне войны 1812 года, прожив более 90 лет.

Его сыновья Алексей и Дмитрий отличились в наполеоновских войнах: первый — в артиллерии, а второй — в Курском мушкетерском полку. Подпоручик Алексей Толпегин отличился в сражении при Аустерлице, а поручик Дмитрий Толпегин в 1814 году дошел до Парижа. Алексей Федорович Толпегин женился на Анастасии Николаевне Ложкиной, родной брат которой Александр Николаевич был женат на Елизавете Ивановне Николаевой — сестре вязниковского уездного предводителя дворянства Петра Ивановича Николаева. Сын А. Ф. Толпегина Дмитрий Алексеевич Толпегин в 1850-е годы служил в Вязниковском уездном суде сначала дворянским заседателем, а потом вязниковским уездным судьёй (эта должность считалась в местной иерархии второй после предводительской) в чине титулярного советника.

Правнук героя взятия Берлина Алексей Дмитриевич Толпегин, родившийся в 1842 году и окончивший Вязниковское уездное училище, служил чиновником Владимирской палаты уголовного суда и приставом. Его брат Владимир Дмитриевич, тоже выросший в Вязниках, как и старший брат, служил офицером в полиции.

Такова судьба семейства лишь одного из многих наших соотечественников, захвативших столицу Пруссии в 1760 году — офицера и «нижнего чина». В будущем, без сомнения, удастся выявить и другие подобные примеры — биографии защитников Отечества, предвосхитивших подвиг героев Великой Отечественной…

Николай ФРОЛОВ.

Источник: Газета «Районка, 21 век» №19 (384) от 17 мая 2018 г.

Поделиться новостью

Добавить комментарий