//   Погода:
Новости

Юбилей вязниковского кавалериста от Госбанка

20 февраля 2018 года 85-летний юбилей отметил ветеран банковской службы Лев Моисеевич Гурков, легендарная фигура среди финансистов Владимирской области. Он — обладатель множества званий и наград: почетный работник МИНба, заслуженный экономист России, отличник Государственного банка, кавалер ордена Знак Почета.

Детство Льва Гуркова прошло в небольшом городке Людиново на реке Десне на стыке Брянской, Калужской и Орловской областей. Когда мальчику исполнилось 8 лет, грянула война. Фронт быстро приближался, вскоре один за другим начались налеты немецкой авиации.

— Уже в августе 41-го, — вспоминает Лев Моисеевич, — на наш город посыпались фашистские бомбы. Видел, как они летели вниз, казалось, прямо на нас. Помню, однажды взрывы рванули в соседнем пруду, а мы, пацаны, потом вылавливали из воды битую рыбу. Взрослые на целый день уходили за город копать траншеи, а мы с бабушкой оклеивали бумажными полосами крест на крест оконные стекла…

Вместе с местным стеклозаводом Гурковы отправились в эвакуацию на восток, за Волгу. По дороге поезд попал под бомбежку, беженцы прятались под теплушками. На месте прибытия квартировать пришлось в тех же посеченных осколками вагончиках — другого жилья не было. Отца Левы призвали в армию. Он прошел всю войну минометчиком, а потом командиром взвода противотанковых орудий. Вернулся с многочисленными наградами и нашивками за ранения. А больше всего гордился медалью «За оборону Сталинграда».

Лев Гурков избрал в жизни путь, который был обозначен в популярном советском кинофильме «Карьера Димы Горина». Только в кино перспективный экономист (которого играет знаменитый Шурик — Александр Демьянов) с должности заведующего сберкассой отправился трудиться на лесосеку, а Гурков остался верен приобретенной в Саратовском экономическом институте профессии.

В 1957-м началась его карьера — финансиста. По распределению молодого специалиста направили во Владимирскую область — в город Вязники. Его первой стала работа кредитным инспектором Вязниковского отделения Госбанка СССР. На этой должности инспектор Гурков курировал промысловые артели, а добираться до места их расположения в вязниковском Заречье, в глухих дебрях и у лесных озер приходилось на служебном «живом» транспорте в… одну лошадиную силу! Машин тогда было мало, да и не прошли бы там никакие машины. Поэтому вязниковскому инспектору Госбанка выделили персональную лошадь. Помимо знаний финансиста пришлось еще осваивать искусство верховой езды. Наверное, сегодня немногие бы смогли успешно трудиться в подобных условиях. А Лев Гурков смог. Так верхом порой мотался целыми днями. А в 26 летнем возрасте «на полном скаку» достиг высокой должности заведующего Гороховецким отделением Госбанка и перебрался в соседний Гороховец.

В Гороховце управляющему Гуркову пришлось пройти проверку не только на профпригодность. У одной из банковских бухгалтеров кроме двух детишек на попечении была еще и мать-старушка. Они ютились в мансарде старого дома, прежней летней кухне. Лев Моисеевич решил помочь сотруднице. Договорился с местными строителями, те пристроили капитальный второй этаж, банковское отделение работу оплатило, и вскоре счастливое семейство справило новоселье. А Гуркова вызвали во Владимир «на ковер». Республиканская ревизия выявила грубое нарушение — средства, отпущенные на ремонт жилья, были использованы на капитальное строительство. Дело едва не кончилось увольнением, но когда проводивший разбирательство один из руководителей Госбанка страны, специально прибывший из Москвы, выслушал рассказ Льва Гуркова, то обнял «нарушителя» со словами: «Молодец, сынок!»

В 1963-м Гуркова перевели управляющим отделением Госбанка в Коврове — масштаб работы там был несоизмерим с Гороховцом. А через три года Лев Моисеевич получил свой первый орден — Знак Почета. Ветераны-финансисты говорят, что тогда подобная награда для банковского сотрудника была сравнима с высшими знаками отличия страны — награждали их очень редко и крайне скупо.

С той поры Л. Гурков остался в Коврове. Отделением Госбанка руководил почти 28 лет — до 1990-го, а потом до 2007-го управлял ковровским филиалом АКБ «Московский индустриальный банк». Наград и поощрений у него множество. В 2004-м жители ставшего второй родиной города присвоили Льву Моисеевичу звание почетного гражданина Коврова. В городе оружейников Л.Гурков пользуется огромным уважением и фигура почти легендарная. Не раз он здорово выручал ковровские предприятия, давал ценные советы в качестве финансиста, просто опытного руководителя и хозяйственника.

Вот лишь один характерный эпизод. После печально памятного дефолта 1998-го в Коврове, как и везде, началась паника. Люди и предприятия пытались снять со счетов всю наличность, чтобы хоть как-то удержаться «на плаву» Налички, особенно для расчетов по валютным счетам, в городе отчаянно не хватало. Это грозило социальным взрывом и крахом для целого ряда предприятий и фирм. Лев Моисеевич, используя свои связи, договорился со столичными коллегами о выделении суммы в несколько сотен тысяч долларов на первоочередные расчеты. Требовалось как можно быстрее перевезти эти немалые деньги в Ковров. А дороги тогда были очень небезопасны, если не сказать сильнее. Но планирование транспортировки и привлечение серьезной охраны требовали времени, да и неизвестно, спасла бы эта охрана или наоборот привлекла внимание «романтиков с большой дороги». В итоге управляющий отделением банка лично повез валюту на обычной «Волге» всего лишь с одним сопровождающим.

— Честно говоря, было страшно! — теперь об этих приключениях Лев Моисеевич вспоминает с улыбкой. — Ехали ночью, кругом тьма-тьмущая, а тут еще мой единственный охранник начал рассказывать историю, как на той дороге, по которой мы ехали, на днях машину ограбили и всех поубивали. Еле сдержался тогда, чтобы не накричать: мол, прекрати нервы портить! Но все тогда обошлось, ковровчане необходимые средства получили вовремя…

Главное богатство Льва Гуркова, который в строю и сегодня, — богатейшие воспоминания. За полувековой срок руководящей работы он близко знал немало руководителей областного и районного уровня, в том числе первых секретарей обкома КПСС, директоров крупнейших заводов и даже министров, например, Дмитрия Устинова и Вячеслава Бахирева. Рассказать бы обо всем — интереснейшая книга мемуаров бы получилась!

Николай ФРОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий