Японская копилка идей
Недавно из образовательного визита в Японию вернулся депутат Законодательного Собрания Владимирской области Роман Кавинов. В стране восходящего солнца Роман Валерьевич изучал восточный опыт активизации региональных экономик.
— Поездка была организована в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров, выпускником которой я являюсь. Расходы взяла на себя принимающая сторона, — рассказал в интервью «Районке» Роман Кавинов. – Всего в стажировке приняли участие 16 человек из четырёх федеральных округов России.
Программа была очень насыщенной. Ежедневно участники стажировки посещали лекции ведущих экономистов и управленцев Японии, а также различные учреждения и предприятия промышленного, туристического и банковского секторов в городах Токио, Кавагоэ, Одавара.
— Главная цель поездки – изучение новых практик активизации региональной экономики, анализ динамики её изменений с тем, чтобы полученный опыт применить затем для оживления экономики в российских регионах, — говорит Р. В. Кавинов. – Япония сейчас во многом сталкивается с теми же проблемами, что и Россия. Основные из них – старение кадров и сосредоточение молодёжи вокруг столиц.
Японцы, со свойственной им рачительностью, выработали свои подходы, как не допустить кадрового голода в провинции. Важную роль в развитии местных экономик играет муниципально-частное партнёрство. Уже несколько лет в стране восходящего солнца действуют так называемые Центры «Серебряных кадров». С работой одного из них Роман Валерьевич ознакомился в городе Кавагоэ. «Серебряные кадры» — это, по сути, объединение людей пенсионного возраста, которые не привыкли сидеть дома без дела. Кроме социальной и коммуникативной функций, такой центр выполняет роль, своего рода, биржи труда. Специалисты помогают пожилому человеку найти временную подработку с удобным режимом и графиком. Это и помощь в уходе за детьми, и организация экскурсий, и ведение домашнего хозяйства. Японские пенсионеры берутся с радостью за такую работу. Они считают, что тем самым вносят свой вклад в развитие экономики малой родины.
Ещё одна японская практика, которую в ходе поездки отметил Роман Кавинов, – это создание «антенна шопов». Это отличный инструмент для продвижения местных товаров на столичном рынке. «Антенна шопы» — магазины региональных продуктов, расположенные в Токио. Здесь продаются товары и сувениры какого-то конкретно взятого города или префектуры. Плюс таких торговых точек в том, что их операторы не платят за аренду. При этом, раз в несколько лет оператор «антенна шопа» меняется. За возможность реализовывать такой бизнес ведётся серьёзная конкуренция, поскольку такие формы торговли очень востребованы у токийских покупателей.
— Идея «антенна шопов» актуальна и для Владимирской области. К примеру, Вязниковский район может открыть в областном центре один или несколько своих «фирменных» магазинов, где будет представлен весь ассортимент продукции, производимой на нашей территории: от колбасных деликатесов до сувениров из Мстёры, — говорит Роман Валерьевич. – В свою очередь, Владимирская область может открыть аналогичные торговые точки в Москве. Это даст дополнительный стимул для развития местных производств, а заодно и сделает нашу землю ещё более узнаваемой у потенциальных туристов.
Кстати, о Вязниковской земле в стране восходящего солнца уже узнали. Во время визита Роман Кавинов вручил принимающей стороне мстёрскую шкатулку и расписную компьютерную мышь. Сувениры очень понравилась японцам, так что, не исключено, они захотят узнать больше о Вязниковской земле.
— Стажировка в Японии – это не моя личная история, в ходе визита я представлял Владимирскую область и уверен, что нашему региону и стране восходящего солнца надо налаживать ещё более тесные экономические и культурные связи, — признался Р.В. Кавинов. — Нам есть чему поучиться у японцев, но и есть что рассказать о своих достижениях, поделиться своими практиками в развитии экономики.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ.