В Налескино восстановят дачу композитора Танеева
В Вязниковском районе восстановят дачу выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева. Знаменитый владимирец два лета провел в Архидиаконском погосте прежнего Вязниковского уезда, где снял под дачу дом вдовы местного священника Гавриила Ключарева. Впервые он приехал туда в июле 1893 года. Теперь бывший погост входит в черту деревни Налескино в составе муниципального образования поселок Мстёра. До всемирно известного центра иконописи и лаковой миниатюры оттуда совсем недалеко.
Танееву его дача в Архидиаконском погосте очень понравилась, живописные виды и роскошная вязниковская природа вдохновляли композитора и способствовали интенсивной творческой работе, так как отдых для этого человека был неотделим от творчества. О своих ощущениях на вязниковской земле лучше всего свидетельствует сам Танеев. Почти сразу после приезда в дом Ключаревых он писал своему учителю и другу одному из самых известных композиторов мира П. И. Чайковскому:
«Милый друг, Петр Ильич. Хотя я сюда поехал, имея главной целью подышать свежим воздухом, к которому всё время чувствовал непреодолимое влечение…, отправляясь сюда, даже колебался, брать ли с собой партитуру, но, к величайшей моей радости оказалось, что мне работать здесь очень удобно.
В первый же день, несмотря на то, что я всю ночь не спал и только, приехав в 4 часа утра, уснул в продолжение четырех часов, — я с необычайной бодростью проработал несколько часов подряд, не чувствуя ни малейшего утомления вдыхая в себя здешний восхитительный воздух.
Первые дни я писал в сенях, окно которых выходит в сад, когда стало холоднее, перебрался в матушкину гостиную, — как она называет, горницу. …Работа моя прошла хорошо, и я чувствую себя вообще превосходно.
Местность здесь прекрасная. Церковь и несколько домов, принадлежащих духовным лицам, выстроены на высоком берегу Клязьмы. Река очень широкая, несколько раз в день по ней ходят пароходы. Противоположный берег плоский, состоит из заливных лугов и лесов. В разных местах через реку паромы. По ту сторону реки много живописных оврагов, покрытых лесом. Вообще для прогулок мест очень много. Дороги торные, после дождя очень скоро высыхают. Сюда надо приехать как-нибудь весной: Клязьма разливается на несколько верст в ширину, а между тем сообщение по этой стороне всегда возможно…»
Вид Архидиаконского погоста в конце 1870-х гг. запечатлел на одной из своих литографий известный мстерский книгоиздатель, просветитель, этнограф и статистик Иван Александрович Голышев. Примерно таким видел погост и композитор Танеев. Но с тех пор там изменилось многое.
Помнившая композитора деревянная Казанская церковь над Клязьмой, рядом с которой стоял священнический дом, где находилась дача Танеева, была закрыта в 1930-е годы и простояла, разрушаясь, до начала XXI века. В июне 2000 года старое здание обрушилось. А потом один из местных жителей не придумал ничего лучше, чем зацепить руины трактором и развалить на дрова. Но с 2008 года по инициативе братии Мстёрского Богоявленского монастыря во главе с настоятелем игуменом Авраамием церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Налескино стали отстраивать заново. Теперь это храм подворья Мстерского женского монастыря Святителя Иоанна Милостивого, и он полностью воссоздан заново. Вторая каменная церковь святого Архидиакона Стефана в погосте не восстановлена до сих пор.
В октябре 2014 года налескинскими старожилами при участии потомков рода Танеевых и представителей вязниковской райадминистрации было установлено точное место, где стоял дом Ключаревых, использовавшийся под дачу композитора. Этот дом не сохранился и был разобран во второй половине XX века.
Недавно состоялась встреча правнучатой племянницы композитора Сергея Танеева и прямого потомка его старшего брата Владимира Танеева Елены Владимировны Фетисовой, научного сотрудника Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки в Москве, главы вязниковской райадминистрации Игоря Владимировича Зинина и директора муниципального «Центра развития туризма Вязниковского района» Натальи Сергеевны Мельниковой. Обсуждалась возможность восстановления дачи С. И. Танеева в Налескино в качестве муниципального музейного объекта. Для этого предполагается использовать как бюджетные, так и внебюджетные источники финансирования.
И. В. Зинин подчеркнул значимость появления дома-музея композитора Танеева близ Мстёры, так как Вязники уже имеют репутацию «песенной столицы» России и. Н. Мельникова отметила, что Налескино хорошо вписывается в уже сложившиеся туристические марштруты, в том числе с посещением Мстёры и музея-усадьбы Танеевых в селе Маринино соседнего Ковровского района.
Е. Фетисова напомнила о том, что Сергей Танеев создавал в нынешнем Налескино оперу «Орестея» — наиболее значительное музыкальное произведение наряду с кантатой «Иоанн Дамаскин». «Орестейя» — опера в трех действиях и восьми картинах по мотивам трагедий великого древнегреческого драматурга Эсхила. Ее премьера состоялась в Императорском Мариинском театре Санкт-Петербурга в декабре 1895-го. Известно, что при первом исполнении ее увертюры дирижировал сам П. И. Чайковский, который рекомендовал «Орестейю» к постановке на сцене Императорских театров. Несмотря на то, что это достаточно сложная для исполнения и восприятия опера, требующая большого мастерства для артистов и высокого уровня для зрителей, «Орестейя» ставится в театрах и в наши дни. В 2011 году ее ввел в свой репертуар Саратовский театр оперы и балета, а в 2015-м — Ростовский музыкальный театр. По авторитетному мнению Е. Фетисовой, в возрожденной даче композитора С. Танеева в Налескино лучше всего разместить экспозицию, рассказывающую о создании «Орестейи» с использованием имеющихся во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М. И. Глинки богатых материалов по данной теме.
Николай ФРОЛОВ.