О вязниковской молочке узнала вся Россия
В ночь с понедельника на вторник в эфир телеканала «Россия-1» вышла программа «Специальный корреспондент», в рамках которой был показан фильм-расследование Аркадия Мамонтова «Пальмовые берега – 2». В нём автор обозначил проблему масштабных фальсификаций молочной продукции в нашей стране. Прозвучали и Вязники. Репортёры провели скрытую съёмку на Вязниковском молококомбинате. Результаты расследования, мягко говоря, пугают.
В начале фильма Аркадий Мамонтов сообщил, что современные «алхимики» могут произвести сыр, творог или сметану без участия молока. А помогают им в этом продавцы различных добавок, в том числе и пресловутого пальмового масла, споры о пользе или вреде которого ведутся вот уже несколько лет. Своё расследование журналист начал в подмосковных Химках, где действует фирма по разработке и производству комплексных стабилизационных систем для пищевой промышленности. Представитель фирмы, как на духу, рассказал о «золотых горах», которые сулит использование добавок при производстве молочки. Мол, эрзац от настоящего творога отличит не каждый специалист, а потребитель, тот всё «схавает».
Как позже выяснилось, чтобы не выглядеть голословным, менеджер послал телевизионщиков, которые представились начинающими бизнесменами в сфере молокопереработки, в наш город. Мол, вязниковские производители молока — давние и надёжные клиенты его компании, и всё у них отлажено и на поток поставлено.
Сказано-сделано. И вот, на экране видны знакомые картинки микрорайона Толмачево и вывеска Вязниковского молококомбината. Дальше – кадры из офиса, на заднем плане в окне угадываются вязниковские дома. Представители съёмочной группы вновь назвали себя «ушлыми коммерсантами в погоне за прибылью». От того, как разворачивается дальнейший диалог, по телу бегут мурашки.
Две женщины, видимо, сотрудники предприятия (имён и должностей репортёры не называют), со знанием дела рассказывают, что их продукция пользуется спросом в Нижегородской области, её приобретают для госучреждений, школ и детсадов. При этом, дамы показывают упаковку для ГОСТовского сливочного масла и объясняют, что могут положить в неё натуральный продукт по цене 200 рублей за килограмм, а могут, по желанию покупателя, заложить и спред, но уже по… 21,5 руб. за пачку. Такие вот «секреты полишинеля». При этом, барышни оговариваются, что такое сомнительное предприятие позволяет выигрывать аукцион госконтракта, на котором цена играет решающую роль, но только, если «договориться» с надзорными инстанциями.
— Это идёт и в больницу, и в образовательные учреждения. Даже наши дети в школе едят такое масло, и ничего! Мы никогда не «пройдём» (не получим контракт, — прим. ред.) с натуральным продуктом…, — уверяют собеседницы заезжего «предпринимателя».
Гость поинтересовался, что будет, если начнутся претензии к качеству. Женщины подчеркнули, что это уже будет его проблема, но решить они её помогут.
— Это две руки, которые друг друга будут мыть. Если вам выгодно, и вам надо это, вы где-то подмаслите, где-то позвоните, что идёт проверка, — пояснили дамы. — Мы можем дать вам чистый ГОСТ… Мы вам поставим 50 килограммов по 200 рублей. Это — в наших интересах.
В конце-концов, репортёры взяли на пробу образцы товара и отнесли их в независимую лабораторию. Результаты тестов, озвученные в эфире «Специального корреспондента», показали, что масло из Вязников – чистейший фальсификат.
В студийном диалоге после фильма, ведущий программы зачитал письмо от собственника Вязниковского молококомбината (правда, в кадре прозвучало мясокомбината). В нём говорится, что фильм снят по заказу некоего индивидуального предпринимателя Фролова. (Не надо путать с директором вязниковского ООО «Строитель» Александром Николаевичем Фроловым). Якобы у этого ИП Фролова был конфликт с молочниками.
«Районка» попыталась связаться с руководством Вязниковского молококомбината. Однако дальше юриста дело не дошло. Официальных комментариев по поводу фактов, показанных и озвученных в фильме, молочники пока не дают. По словам юриста, сейчас ведётся служебное расследование, и по его окончании руководство предприятия встретится с прессой. В частном же разговоре наша собеседница отметила, что в кадре «засветились» люди, которые непосредственно к производству продукции отношения не имеют. Почему же они так подробно рассказывают о технологии, демонстрируя погружение в тему, и предлагают схемы мошенничества? Вопросы остаются открытыми. Мы продолжим следить за развитием событий.
Анатолий ЧЕРНОГОРСКИЙ.