Шесть десятилетий творчества Игоря Федотова
В Вязниках Игорь Николаевич Федотов — местная знаменитость. Талантливый музыкант-баянист, опытный педагог, известный и плодотворный композитор, лауреат премии имени А.Фатьянова. Он — автор неофициального гимна города, создатель более сотни популярных в Вязниках и области песен, один из наиболее заметных представителей вязниковской музыкальной культуры. У музыки Игоря Николаевича особая, «федотовская» мелодичность, она подкупает тональностью, трогает душу своей непосредственностью, легко узнаваема и любима многими.
Сын баяниста-фронтовика
Нынешний год для маэстро особый — исполняется 60 лет с той поры, когда он сложил свою первую песню. Было тогда Игорю Федотову 17 лет, и песня легла на стихи известного вязниковского поэта Бориса Симонова…
Игорь Федотов родился в Вязниках за год до начала Великой Отечественной в обычной рабочей семье. Его отец — Николай Федотов — прошёл всю войну, демобилизовался в звании старшины. Он был гармонистом, а за время пребывания в Германии освоил и трофейные аккордеоны. Неудивительно, что сына баяниста-фронтовика с детских лет тянуло к музыке. Первым учителем мальчика стал музыкант-педагог Николай Иванов — будущий директор Вязниковской музыкальной школы и заслуженный работник культуры России.
Учеником Игорь оказался талантливым. Уже в 13 лет он на слух легко подбирал и исполнял понравившиеся песни.
Песня о Вязниках
О рождении своей первой песни Игорь Николаевич рассказывает так:
— Однажды я попал на концерт учащихся льнотехникума и там услышал стихотворение Бориса Симонова о родном городе «Шумят над крышей молодо красавцы тополя». Оно меня очаровало. Я его записал и, придя домой, читал и перечитывал полюбившиеся строки. Тогда и возникла дерзкая мысль — написать к стихам поэта-земляка музыку. Сколько потратил усилий и времени на это, как шел процесс сочинения мотива,- в двух словах не расскажешь. Но совершилось главное — музыку я написал и был безмерно счастлив. Долго потом боялся показать свою песню. Думал, что она никому не понравится…
Однако это первое творение Федотова оказалась его удачей. Оно исполняется на его малой родине до сих пор, получив простое и емкое название «Песня о Вязниках». В течение многих лет фрагмент этой мелодии даже служил позывными вязниковского радио.
Успех первой песни и ряд других удачных композиций побудили Игоря всерьез задуматься об учебе в музыкальной школе. В 1965-1969 годы он учился на вечернем отделении Вязниковской музыкальной школы, а потом в заочном Московском университете искусств Центрального дома народного творчества. В дипломе студента Федотова были только хорошие и отличные оценки. Одновременно продолжалось и его творчество: «Приезжайте в наши Вязники» на стихи Б. Симонова, «Ах, девчонка, две косички» на слова другого классика местной поэзии Юрия Мошкова и множество других песен, любимых вязниковцами, были созданы именно в те годы.
Людмила Гурченко полюбила федотовские песни
Любопытно, что во время учёбы в вечерней школе классным руководителем у Игоря Федотова был преподаватель немецкого языка Донат Обидин — известный краевед и знаток вязниковской истории. Общение с этим незаурядным человеком привнесло в федотовские песни ярко выраженную патриотическую направленность, которой композитор верен до сих пор.
Так получилось, что по необъятной России Игорь Федотов поколесил и полетал немало, что для человека творческого — большая удача. Уже после прохождения срочной службы, в 1969-м его вновь призвали в армию, на этот раз уже в качестве лейтенанта запаса. Служить лейтенанту Федотову довелось на Камчатке. И там он не прекращает совершенствовать свое композиторское мастерство. «Камчатская строевая» и «Берёзки там без нас печалятся» остались памятником дальневосточному периоду жизни мастера. В 1971 году, во время гастролей в Петропавловске-Камчатском, Людмила Гурченко и исполнитель роли Яшки-цыгана в «Неуловимых мстителях», уроженец Вязников Василий Васильев с удовольствием прослушали творения Федотова, дали им высокую оценку и сфотографировались с автором на память.
Остался верен Вязникам
После демобилизации Игорь Федотов работал учителем пения в Вязниковской школе № 5, потом руководил хором Дома культуры льнокомбината и Вязниковским районным домом культуры. Одновременно он продолжил учиться — на хоровом отделении Владимирского культпросветучилища. Стажировался 30-летний студент у замечательного композитора Александра Аверкина. Общение с ним, как со многими другими владимирскими деятелями культуры, дали молодому коллеге очень многое.
В 1975-м на Фатьяновском празднике поэзии и песни И.Федотов познакомился с выдающимся композитором Василием Павловичем Соловьёвым-Седым. По его совету вязниковец внес коррективы в ноты песни «На крайней улице к реке» — ещё одной жемчужине творческой коллекции Федотова.
Так сложилось, что 15 лет И. Н. Федотову пришлось жить и работать в далеком заполярном Мурманске. Вернувшись в 1992-м домой, он вновь активно включился в местную культурную жизнь. Игорь Николаевич возглавил вокальный женский народный ансамбль «Вишенье», организовал и руководит хором «Вдохновение», в 1997 году стал лауреатом Фатьяновской премии. Его перу принадлежит несколько книг, он с успехом освоил жанр детской песни.
На зависть классикам
И. Н. Федотов — автор пяти песен на стихи Алексея Фатьянова, из которых «Вязниковский вальс» очень полюбился участникам Фатьяновских фестивалей. В данном случае, Игорю Николаевичу пришлось не только сочинить мелодию, но и подобрать строфы из достаточно длинного стихотворения А. Фатьянова, которые лучше всего подходили для песенного варианта.
К 65-летию Великой Победы Игорь Николаевич подготовил новую песню «Потише, друг, поют фронтовики» на стихи московского поэта, многолетнего ведущего Фатьяновских праздников Александра Боброва.
Ещё одна работа Федотова — книга «Творческое наследие Вязниковского края» — своего рода биографический словарь о вязниковцах-поэтах, писателях, краеведах, артистах, художниках, музыкантах и иных представителях местной творческой интеллигенции. И почётное место на страницах этого издания по праву принадлежит самому Игорю Николаевичу Федотову. А его творческому долголетию по праву могли бы позавидовать многие классики.
Николай Фролов.