//   Погода:
Новости

Юбилей шедевра нашего земляка

Увеличить картинкуВ нынешнем году исполняется 240 лет с тех пор, когда наш земляк художник Михаил Шибанов в далеком 1777 году создал одну из наиболее ярких своих картин, в которой впервые был запечатлен быт простого народа — «Празднество свадебного договора». Причем писал это полотно он с натуры в селе Барское Татарово — в том самом, что ныне слилось с поселком Мстёра и где теперь в честь мастера названа улица.

Первооткрыватель бытового сюжета

Сегодня картины Михаила Шибанова хранятся в лучших собраниях России. А портрет Екатерины II в дорожном костюме уже более двух веков является украшением живописной коллекции английской королевской семьи. Но известность художник получил не за то, что мастерски запечатлел многих вельмож «золотого века» Екатерины, начиная с всесильного фаворита Потёмкина-Таврического. Славу Шибанову принесли две картины, написанные им в 1770-е годы в селе Барское Татарово Суздальской провинции (с 1778-го это село вошло в состав Вязниковского уезда новообразованной Владимирской губернии). На этих первенцах реалистического жанра, изображены бесхитростные бытовые сцены народной жизни. На картине «Празднество свадебного договора» — крестьянская помолвка, а название второго полотна — «Крестьянский обед» говорит само за себя. До Шибанова в русской живописи подобными сюжетами никто не занимался. «Принадлежащие к лучшему среди того, что создало русское искусство в XVIII веке», — так ныне отзывается об этих двух картинах, написанных на владимирской земле, официальная критика.
Но хотя репродукции работ Шибанова сегодня помещены во всех энциклопедиях и справочниках по искусству, его биография почти не изучена. Почему-то укоренилась версия, что талантливый живописец, даже даты жизни которого неизвестны, являлся крепостным фаворита Екатерины II Григория Потемкина. Так написано во многих солидных словарях и даже научных трудах. Почему Шибанов работал в Барском Татарове — об этом чаще всего никаких объяснений не приводится.

Талантливый лакей адмирала Спиридонова
Несколько лет назад в Государственном архиве Владимирской области удалось найти документы, которые многое проясняют в жизнеописании художника, а также помогают понять, каким образом он попал в Барское Татарово.
Оказывается, он вовсе не был крепостным Потёмкина. Шибанов принадлежал семье Григория Спиридова — помещика Переславль-Залесского уезда (с 1778 по 1918 годы Переславль входил в состав Владимирской губернии), выдающегося русского флотоводца, героя Чесменского сражения. Существовало предание, что в молодости Шибанов был чуть ли не лакеем у Спиридовых и носил ливрею с их родовым гербом. Потом, обнаружив дар художника, Михаил Шибанов написал портреты всех членов семьи адмирала Спиридова. Именно последний, командуя Черноморским флотом, и направил своего крепостного художника писать портрет всесильного Потёмкина, а заодно и приближенных временщика, находящихся тогда на юге России. Успех работ Шибанова оказался столь велик, что, в конце концов, он получил освобождение от рабства и получил звание «вольного живописца». Потёмкин привлек Шибанова в росписи нескольких новых храмов в обустраиваемом Новороссийском крае (от той поры до нас дошёл анекдот о «потёмкинских деревнях»), а также представил его императрице Екатерине II.

«Крестьянские шедевры» написаны между делом
Но как же Шибанов оказался в Барском Татарове нынешнего Вязниковского района? Ответить на этот вопрос оказалось возможным, благодаря уточнению родственных связей владимирского дворянства конца XVIII столетия. Барское Татарово тогда принадлежало вязниковским помещикам Нестеровым, из рода которых вышли сразу три вязниковских уездных предводителя дворянства: Пётр Степанович Нестеров и его сыновья Иван Петрович и Алексей Петрович Нестеровы. Кстати, один из семейства Нестеровых действительный статский советник Александр Матвеевич Нестеров был женат на Александре Гончаровой — двоюродной бабке будущей жены Пушкина. А родная сестра Нестерова Анна Матвеевна являлась женой адмирала Григория Спиридова! Вот и направлял адмирал семейного художника писать портреты своих зятьев и их жён. Известно, что Шибанов создал целую портретную галерею Нестеровых, местонахождение полотен из которой по большей части сегодня неизвестно. Незадолго до революции 1917 года с нескольких портретов снял копии барон Николай Врангель — исследователь русской культуры и родной брат известного белогвардейца «черного барона» генерала Петра Врангеля. Эти копии (правда, не цветные) и дошли до нашего времени.
На досуге, между написанием портретов местных господ, Шибанов и создавал в Барском Татарове «крестьянские» шедевры — жизнь простых людей крепостному художнику была гораздо ближе и понятнее. Судя по датировке картин, Шибанов приезжал в окрестности Мстёры не раз. Возможно, существовали и другие его произведения, запечатлевшие сцены из «грубой» жизни простого народа, впоследствии утраченные. Настоящее признание, как это нередко случается, к Шибанову пришло уже после его кончины, год которой до сих пор неизвестен. Ясно лишь, что умер он после 1789 года. А написанные близ Мстёры картины сегодня каждый желающий может видеть в залах Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Николай ФРОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий