//   Погода:
Новости

Странствующие рыцари наживы

Увеличить картинкуОфени — сегодня мало кто помнит это название «странствующих рыцарей наживы», как когда-то называли торговцев из вязниковских и ковровских крестьян, ходивших с лубяными коробами, доверху наполненными различными товарами — от женских украшений, платков и лент до книг и икон. Отсюда и второе, сегодня более известное, название торговцев вразнос — коробейники, благодаря популярному романсу на слова Н. А. Некрасова (неоднократно бывавшего в Вязниках, Мстёре и других селениях Вязниковского уезда) «Коробейники» или «Ой, полным полна моя коробушка, есть и ситцы и парча…» на мотив венгерского чардаша. А родиной офенского промысла были окрестности слободы Холуй Вязниковского уезда, где в XIX веке проходили знаменитые на всю Россию холуйские ярмарки. Именно оттуда вышли тысячи «ходебщиков» — прежде это тоже было одно из общеупотребительных названий коробейников. И всех их называли «владимирскими офенями».

ВЯЗНИКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ — РОДИНА ОФЕНСТВА

На территории бывшего Вязниковского уезда жители исстари занимались различными неземледельческими промыслами, вынуждаемые к этому низким плодородием земли, ее недостаточным количеством и примитивной техникой обработки. Из-за неблагоприятных природных условий и высокой себестоимости сельскохозяйственной продукции, гораздо более выгодным оказывалось заниматься различными ремёслами или отхожими промыслами. К тому же, отдельные виды привозной сельскохозяйственной продукции зачастую оказывались дешевле местной, особенно в урожайные годы.

Одним из самых прибыльных промыслов долгое время, вплоть до третьей четверти XIX века, являлась офенская торговля. Главным центром офенства стали Холуйская и Мстёрская волости Вязниковского уезда, а также граничившая с ними Алексинская волость Ковровского уезда.

Историю и характер офенской торговли подробно описал в середине XIX столетия известный владимирский историк, археолог и краевед, близкий знакомый мстёрского книгоиздателя и краеведа Ивана Голышева Константин Тихонравов, опубликовавший в 1857 году статью «Офенство Владимирской губернии» вместе с составленным автором уникального словаря искусственного офенского языка. Кстати, любопытно отметить, что такие известные ныне жаргонные слова, как «клево», «лох», «баш» (в выражении «баш на баш») придумали именно офени. Офенский язык состоял из просторечных слов, подчас из местных наречий, а частью из слов иностранных.

Позже часть слов и выражений из офенского языка позаимствовали уголовники. В память об этом до сих пор сохранилось выражение «бо-тать по фене», где пресловутая «феня» и есть усеченная форма от «офени». Например, от офенского «поханя», то есть хозяин, пошло словечко «пахан». А офенское слово «мастырить», переводившееся как «делать», употребляется до сих пор.

В ТОРГОВЛЮ НЕ ОТ ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ

К. Н. Тихонравов, изучив историю офенства, писал о возникновении этого промысла так:

«Причина, заставившая крестьян… обратиться к такому роду промышленности, состояла в тесноте их поселения, так что четыре села и пятьдесят деревень, числом до 4200 душ, занимали пространство не более 10 квадратных верст, и то земли более болотистой, неудобной для хлебопашества. К тому же много способствовало… развитие ярмарочной торговли в Холуйской Слободе. Все это вместе побудило крестьян отделять от семейств своих лишних работников для промыслов и посылать их в соседственные хлебородные губернии с мелочным крестьянским товаром.

Торговля эта с каждым годом возрастала более и более, и около 1780 года составились компании торговцев, образовались большие артели, в которых капитал был общий, «паевой», как говорят офени. Домы Дунаева, Синельникова и Юсова первые открыли продажу панских товаров. В самом цветущем состоянии офенская торговля находилась до 1820 года, но с этого времени она начала постепенно упадать, потому что крестьяне-капиталисты записались большею частию в купечество и переселились на житье в разные губернии, особенно в Сибирь.

В настоящее время торговля ходебщиков-офеней не так значительна, и число их простирается не свыше 5000 душ в Ковровском и в Вязниковском уездах. Годовые обороты офенской торговли доходят, однако ж, до 6 миллионов рублей».

ОТ ВЯЗНИКОВ ДО СИБИРИ

Интересное свидетельство об офенях Владимирской губернии из села Хотимль на границе Вязниковского и Ковровского уездов середины XIX столетия оставил в мемуарах архиепископ Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров), сам вязниковский уроженец:

«Хотимльский приход весь состоял из так называемых офеней, или ходебщиков. Офени, торгуя разными мелочными, а иные и довольно ценными, товарами, каждогодно, со своими подвижными лавочками-коробьями, отправлялись из своих деревень во все концы России и рассеивались

от самых южных её губерний до самых отдаленных областей Сибири. Между офенями, в прежнее время, было немало очень богатых торговцев. Странствуя всю осень и зиму по городам и сёлам России, летом — в мае или июне они возвращались для полевых работ домой, и здесь оставались до храмового праздника — Успеньева дня.

После праздника, пред отправлением в путь, офени обыкновенно приглашали приходское духовенство для совершения молебствий в домах. В каждом доме совершался молебен, и читалось несколько акафистов, смотря по усердию и состоянию хозяина. В домах богатых торговцев читалось от 10-ти до 15-ти акафистов, и за каждый полагалась особая плата. В некоторых богатых деревнях молебствия продолжались дня по два и по три. После трудов предлагалось обыкновенно обильное угощение, в котором участвовали и жены членов причта».

ЕСТЬ И СИТЕЦ, И ПАРЧА… И ДАЖЕ КОСМЕТИКА

Мелочный товар, которым торговали офени-коробейники, пресловутые «ситцы и парча», ленты, платки, женские украшения, зеркала, немудрёная тогдашняя косметика, пуговицы, иконы разных видов, книги, бумага, перья и тому подобное — все это пользовалось большим спросом у сельского крестьянского населения. Тогда селяне за всю жизнь, порой, не выезжали дальше соседней деревни и, как дальнее путешествие, воспринимали поездку в свой же уездный город. При этом, лавок и магазинов в деревнях и сёлах обычно не было. Всем необходимым, что не мог произвести и выменять на месте сам, крестьянин со своим семейством запасался на ближайшей ярмарке. Как правило, такая ярмарка проходила раз в год в ближайшем приходском селе в престольный праздник.

Неудивительно, что столь редко видимые товары с доставкой на дом вводили мужичков, а особенно их жён и дочерей, в соблазн, заставляя тряхнуть мошной. Офени очень хорошо знали психологию своих покупателей и чутко следовали за изменениями спроса. Все это и привело к расцвету офенской торговли, а равным образом предопределило её упадок после устройства разветвлённой сети железных дорог в России.

ИЗ ОФЕНЕЙ В КУПЦЫ-МЕЦЕНАТЫ

Многие из бывших офеней, разбогатев на мелочной торговле, записывались в купечество тех городов, где промышляли в качестве коробейников: от Сибири, Средней Азии и Алтая до западных губерний. Но при этом они не забывали своей исторической родины и, как правило, если не ежегодно, то, хотя бы, раз в несколько лет приезжали в родные места — обычно на престольный праздник, посетить могилы родных и повидаться с земляками. Обычно, они щедро жертвовали на храмы, строили школы и часовни.

К концу XIX века, после развития фабричной промышленности и массового строительства железных дорог офенская торговля почти полностью угасла, как, к примеру, навсегда пропали с нашего горизонта хорошо знакомые по «лихим 90-м» их потомки «челноки». И лишь на старых картинах и в давней песне осталась память о тех, у кого всегда была «полным-полна коробушка».

Николай ФРОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий