//   Погода:
Новости

Священники-дворяне Лавровы из Кинешемского погоста

Увеличить картинкуВ течение более полувека в Кинешемском погосте Вязниковского уезда служила династия священников Лавровых — отец Стефан Александрович и сын Иван Стефанович.

ДОСТОЙНЫЙ ПРЕЕМНИК

Стефан Александрович Лавров родился в 1810 году в семье священника. Как и большинство детей священнослужителей, он обучался во Владимирской семинарии, которую «покончил» в 1834 году с аттестатом 2 разряда. Через два года студент семинарии архиепископом Владимирским и Суздальским Пар-фением (Чертковым) был рукоположен во священника и вместе с молодой женой Олимпиадой Петровной отправился в Кинешемский погост — к месту своего служения, расположенного среди живописных вязниковских заливных лугов на берегу Никольского озера, бывшего в стародавние времена руслом реки Клязьмы.

Здесь первым наставником после семинарских «учащих» педагогов, советчиком и старшим товарищем молодого иерея стал настоятель Никольского храма Семён Иванович Силецкий. Уже немолодой человек, он служил в Кинешемском погосте без малого четверть века и нашёл в о. Стефане достойного приемника. Ещё долгое время они вместе стояли у алтаря в тамошней церкви. Памятью об этих служителях Божиих стала каменная колокольня, заложенная и выстроенная их трудами, как гласит сохранившаяся на северной стене памятная доска, в 1849 году.

Почти сразу после определения в погост Стефан Александрович был назначен в Рыловское удельное народное училище, где снискал одобрение епископа Иустина (Михайлова) «за усердное прохождение училищной должности». В 1855 году Лавров награждён набедренником — «мечом духовным» — первой наградой, положенной священнику. Позднее были и скуфья, и камилавка, и возведение в сан протоиерея, красноречиво говорящие о заслугах вязниковского пастыря… В 1864 году о. Стефан указом Владимирской духовной консистории был определён духовником, коим оставался до самого своего выхода за штат. Самым последним и высоким пожалованием Стефану Ивановичу стал орден св. Владимира IV степени и вслед за тем возведение в достоинство потомственного дворянина.

ИЗ ПОПОВИЧЕЙ — В ЛЕКАРИ И СВЕТСКИЕ ЧИНОВНИКИ

У Стефана Александровича и Олимпиады Петровны известно четверо детей: дочери Евдокия и Таисия, сыновья Василий и Иван. Евдокия стала женой смотрителя почтовых станций, Таисия вышла замуж за народного учителя, ставшего позже диаконом в Меленковском уезде. Сын Василий обучался в духовной семинарии, но после уволился в светское ведомство и стал почто-во-телеграфным чиновником.

Самый младший сын — Иван Степанович — родился в 1852 году. В 1875 году он также закончил семинарию и поступил на медицинский факультет Московского университета, собираясь получить звание лекаря. Между прочим, известно немало выпускников Владимирской семинарии, избравших стезю врачевания — семинарский курс обучения, включавший латынь и основы медицины, давал прекрасное образование, позволяющее продолжить обучение, в том числе и на медицинском факультете. Ученик семинарии Иван Лавров ещё застал преподавателя медицины врача семинарии Митрофана Ивановича Алякринского — выдающегося доктора, пользовавшегося необычайным уважением среди всех сословий за свою любовь к пациентам и бескорыстие. Не исключено, что труды на поприще врачевания этого достойного доктора стали примером, которому решил последовать попович Лавров.

Три года вчерашний семинарист Иван Лавров постигал медицинскую науку, но в 1878 году по причине расстройства здоровья он покинул университет и вернулся домой. Сначала жил «в доме отца своего», занимаясь безмездным обучением крестьянских мальчишек, а после был определён надзирателем при Владимирской семинарии.

«МАСТИТЫЙ» ОТЕЦ И ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ СЫН

Тем временем 70-летнему протоиерею Стефану Лаврову пришла пора уходить на покой. 45 лет простоял он у алтаря Никольской церкви, и сейчас нужно было передавать настоятельское место. Преемником старого протоиерея стал сын Иван. В 1881 году епископом Феогностом (Лебедевым) Иван Стефанович был рукоположен во священника в родной погост, а Стефан Александрович вышел за штат. Тем не менее, он не отошёл полностью от дел и занимался обучением крестьянских детей.

Заслуженный, или, как тогда говорили о людях его возраста, «маститый» протоиерей и дворянин Стефан Александрович Лавров умер летом 1891 года и был погребён на церковном кладбище. Могила его не сохранилась — она поглощена позднейшими захоронениями.

Иван Стефанович также преподавал закон Божий в Порзамской земской школе, а с открытием в погосте церковно-приходской школы в 1885 году был определён её заведующим и законоучителем. За время своей пастырской и учительской деятельности в погосте, он удостоился благословения Св. Синода и посетившего Никольскую церковь епископа Феогноста, обнаружившего «порядок по церкви и исправность по службе», награждён набедренником, скуфьей и камилавкой, неоднократно был отмечаем благодарностями епархиального начальства, а в 1902 году награждён золотым наперсным крестом от Св. Синода.

Увеличить картинкуТАК ПРЕРВАЛАСЬ ВЕТВЬ ЛАВРОВЫХ-СВЯЩЕННИКОВ

Иван Стефанович и его жена Мария Николаевна проживали в погосте в оставшемся от родителя собственном доме «с надворным строением» на церковной земле. Здесь

у них появились на свет семеро детей — мальчик и шесть девочек. Сын Борис отверг карьеру священнослужителя, окончил Владимирскую губернскую гимназию, Санкт-Петербургский технологический институт и Харьковский университет, оставшись далеко от родителей преподавателем реального училища в Петро-ковской губернии (Царство Польское). Так прервалась эта ветвь Лавровых-священнослужителей.

В мае 1903 года (самой младшей дочери Лавровых тогда было всего 4 месяца) Иван Стефанович получил определение к новому месту служения — Троицкой кладбищенской церкви в Шуе. Оно же стало последним. Будучи настоятелем кладбищенского храма, о. Иоанн состоял членом городского благо-чиннического совета, местного цензурного комитета, правления Шуйского духовного училища. В 1913 году Иван Стефанович возведён в сан протоиерея. Помимо перечисленных наград, Лавров имел медали в память царствования Александра III и 300-летия Дома Романовых, а также орден св. Анны III степени.

О ТЕХ ИСПЫТАНИЯХ ОСТАЁТСЯ ТОЛЬКО ДОГАДЫВАТЬСЯ…

Пришедшие к власти большевики не обошли своим «вниманием» и Ивана Стефановича. В марте 1922 года он был арестован по групповому обвинению в организации контрреволюционного выступления в Шуе во время изъятия ценностей из храма города. Уже в апреле перед судом по этому делу предстали девятнадцать человек. Трое из них были приговорены к двум годам тюремного заключения, но «ввиду их раскаяния и преклонного возраста наказание это считать условным». В их числе был и о. Иоанн. Какие испытания пришлось пережить 69-летнему старику за месяц с небольшим ареста, остаётся только догадываться. Однако, известно, что им было признано право за советской властью на изъятие церковных ценностей.

Остальных участников организации «контрреволюционного выступления» осудили к различным срокам заключения. Священников Ивана Рождественского и Павла Светозарова и мирянина Петра Языкова расстреляли…

Дальнейшая биография Ивана Стефановича Лаврова неизвестна. Последний раз он упоминается священником Троицкой кладбищенской церкви в 1924 году. Мы знаем, что умер он в Шуе и был погребён у алтаря храма. По свидетельствам родственников, его могила была обращена к реке Тезе, на берегу которой раскинулось Троицкое кладбище. До наших дней она не сохранилась.

Владимир УШАКОВ.

На фото:

1. ЛАВРОВ Иоанн Стефанович.

2. Троицкая кладбищенская церковь г. Шуя.

Поделиться новостью

Добавить комментарий