//   Погода:
Новости

Муратовы из Сельчугово: забытая семейная хроника вязниковских помещиков (продолжение)

Увеличить картинкуПродолжение. Начало здесь.

Николай Павлович Муратов получил домашнее воспитание в отцовской усадьбе сельце Сельчугово на окраине Вязниковского уезда. Когда Коля подрос, его определили в гимназию. Но её он так и не окончил, потому что часто болел. Во время каникул и отпусков по болезни Муратов гостил в доме своей двоюродной сестры княгини Евдокии Петровны Хилковой в Москве. Она была дочерью родной сестры отца Марии Васильевны Муратовой от брака с Петром Петровичем Родзянко, двоюродным дедом будущего знаменитого председателя IV Государственной Думы М. В. Родзянко. Евдокия Родзянко вышла замуж за князя Александра Ивановича Хилкова, отставного штабс-капитана лейб-гвардии Егерского полка. Тогда и впоследствии Муратову немало помогали связи его кузины. Брат её мужа, князь Михаил Иванович Хилков был действительным тайным советником и статс-секретарём, занимая несколько лет пост министра путей сообщения.

НЕ ТОЛЬКО ВЯЗНИКОВСКИЙ, НО И КОВРОВСКИЙ ПОМЕЩИК

Покончив с учёбой, Николай Муратов вернулся в своё имение. Его матушка к тому времени успела вторично выйти замуж. Её вторым супругом стал отставной поручик Бутырского пехотного полка Николай Алексеевич Плещеев, который был на добрый десяток лет моложе своей жены. Местное общество и даже близкие родственники не поняли и не приняли этого брака, а мать жениха даже пыталась (хотя и неудачно) отобрать у него родовое имение. Детей у Плещеевых не было, и имение отчима в Ковровском уезде в итоге почти целиком перешло к Николаю Муратову. Так он стал не только вязниковским, но и ковровским помещиком.

Благодаря своим родственным связям Н. П. Муратов был избран председателем Ковровской земской управы, а потом и предводителем дворянства. В качестве главы уездного земства и предводителя Муратов много сделал для открытия новых школ, обеспечения их учебными пособиями и мебелью. Не оставлял он своим вниманием и учителей, стараясь улучшать их жилищные условия и материальное положение. Значительный шаг вперед при Муратове сделала и местная земская медицина. Почти в каждой волости появилась своя больница или амбулаторный пункт. На средства земства в уезде строились и ремонтировались многочисленные местные дороги, и прежде всего те, что вели в Вязники мимо Сельчугово через Крестниково и Сарыево. Земство оказывало помощь крестьянам при неурожаях, способствовало организации сельских кредитных товариществ. Памятником Муратову стало внушительное здание уездной земской управы, выстроенное в конце 1880-х гг. на Московской улице Коврова. Ближайшим другом и соратником Муратова стал вязниковский земский деятель действительный статский советник Валентин Александрович Шумилов, чьи имя и фамилия ныне увековечены на мемориальной доске на стене корпуса старой земской больницы в Вязниках.

ЛЮБИМАЯ ЖЕНА ИЗ ВЯЗНИКОВ

Тогда же Муратов женился. Его супругой стала Екатерины Васильевна Обтяжнова — дочь помещика сельца Осинки Вязниковского уезда (ныне в составе Сарыевского сельского поселения Вязниковского района) ротмистра Василия Николаевича Обтяжнова и Анны Николаевны Шубиной. Екатерина Муратова находилась под влиянием своей тётки по матери Александры Николаевны Шубиной (1816-1897), известной подвижницы благочестия, духовной дочери преподобного Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского, основавшей женский монастырь. В августе 1897 года, катаясь на лодке близ имения сестры Анны Васильевны Обтяжновой сельца Иевлево на Клязьме между Ковровом и Мстёрой, Е. В. Муратова утонула при не выясненных до конца обстоятельствах.

КАРЬЕРУ ПРЕСЁК БУРНЫЙ 1905-Й ГОД

Овдовев, Николай Муратов продолжил чиновничью карьеру. К 1900 г. за выслугу лет он уже был статским советником, имел ордена св. Станислава II и св. Владимира IV степеней. За многолетнюю работу в обществе Красного Креста Муратову был пожалован знак этого общества.

Но генералом либеральный предводитель-земец так и не стал. Карьеру Муратова-чиновника пресёк бурный 1905-й год. В связи с беспорядками во Владимирской губернии в декабре того года владимирский губернатор И. М. Леонтьев 19 декабря 1905 г. отстранил Николая Павловича от всех занимаемых им постов, несмотря на то, что эти должности были выборные. Губернатор действовал по высочайшему повелению и с одобрения министра внутренних дел.

В ответ Владимирское губернское земское собрание 11 января 1906 г. послало телеграмму министру внутренних дел П. Н. Дурново, в которой говорилось: «Лишившись полезной и энергичной деятельности г. Муратова по губернскому земству, прерванной неожиданно при столь невероятных обстоятельствах, губернское земское собрание, глубоко поражено совершенно непонятной и необъяснимой мерой административного воздействия, принятой против г. Муратова. Будучи твёрдо уверено, что отстранение от должности г. Муратова не может [быть] объяснено интересами государственной безопасности, губернское земское собрание ходатайствует перед Вашим Высокопревосходительством о восстановлении г. Муратова во всех его служебных правах». Никаких последствий это обращение не имело.

ЛИДЕР ВЛАДИМИРСКИХ «КАДЕТОВ»

Муратов так и не был восстановлен в прежних должностях и впредь на них не избирался по негласному запрещению губернатора. Однако с 1907 г. вплоть до самой кончины Николай Павлович по выбору оставался гласным Владимирской губернской земской управы.

В 1906 году Муратов стал одним из лидеров партии «народной свободы» (кадетов) во Владимирской губернии. В мае 1906-го Муратов встречался во Владимире со специально приезжавшим туда основателем кадетской партии профессором П. Н. Милюковым. 28 мая 1906 г. Муратов председательствовал во Владимире на губернском съезде партии «народной свободы». Он стал одним из соиздателей губернской газеты «Старый Владимирец», которая начала издаваться с 1906 года.

«Местная пресса многим была обязана» Муратову — так вспоминали позже владимирские журналисты. «Во дни, когда общественная мысль пугливо пряталась, когда настроение общества пошло на убыль, в эти именно дни старый земец решил один из серьезных вопросов нашей общественности. Он помог возродить газету, сказав энергически: «Работайте!».

«УМЕР СТАРЫЙ ЗЕМЕЦ-ГУМАНИСТ»

Н. П. Муратов скончался 13 апреля 1914 года в 64-летнем возрасте «после продолжительной и тяжкой болезни». «Умер старый земец-гуманист» — писала газета «Старый Владимирец». — С чувством глубокого почтения преклоним колена пред свежей могилой человека, отдавшего свою жизнь, свою недюжинную энергию делу служения родине. Тридцать пять лет Николай Павлович работал над тем, чтобы население было культурнее, богаче. Десятки лет бежали в этом направлении, и замыслы, которыми был одухотворён этот маститый земец, дали блестящие результаты. Следы его деятельности не сотрутся ни временем, ни новыми поколениями…»

Детей у Николая Муратова не было и прямых наследников он не оставил, поэтому фамильный муратовский архив не сохранился. Даже его портрет удалось найти лишь с большим трудом. И только ряд пожелтевших от времени документов в Государственном архиве Владимирской области приподнимают завесу времени над семейной историей забытых помещиков Муратовых из давно исчезнувшего вязниковского сельца Сельчугово.

Николай ФРОЛОВ.

На фото: Николай Павлович Муратов.

Поделиться новостью

Добавить комментарий