Внебрачный сын вязниковского помещика — владимирский вице-губернатор
В начале 1819 года в Варшаве — столице Царства Польского Российской империи, проездом, направляясь на лечение, остановился 44-летний камергер и тайный советник граф Григорий Владимирович Орлов. Несмотря на то, что он был ещё мужчиной в расцвете лет, Орлов, последний представитель и наследник знаменитой фамилии, племянник фаворита Екатерины II, много хворал. Ещё пуще Его Сиятельство был удручён многолетней неизлечимой болезнью супруги Анны Ивановны, урожденной графини Салтыковой (дочери владимирского наместника графа Ивана Петровича Салтыкова). Случайно на варшавской улочке Орлов встретил юную красавицу Марию Косс. Граф воспылал к ней такой страстью, что сразу же познакомился и быстро добился расположения прекрасной полячки.
Итогом бурного романа стало рождение у Марии сына, крещёного в католической вере с именем Григория, отчеством Григорьевич и записанного под фамилией Григорьев — по высокородному отцу. Когда маленькому Грише исполнился годик, его мать уехала в Петербург, где вышла замуж, оставив сына на воспитание его отцу. В 1824-м, после кончины жены Орлова, мальчика перекрестили в православие, а в июне 1826 года в судьбе Григория, которому шёл седьмой год, наступил крутой поворот: его отец граф Григорий Орлов, поднимаясь по лестнице в здании Сената в Петербурге, неожиданно потерял сознание и упал на покрытые ворсистым ковром мраморные ступени. Срочно вызвали врачей, но они лишь констатировали смерть единственного продолжателя рода графов Орловых.
Законных детей у него не было, а сын Гриша, рождённый вне брака, не мог претендовать ни на состояние отца, ни на его фамилию и титул. Ни завещания графа, ни его письменного признания Григория своим сыном так и не нашли. Видимо, далеко не старый Орлов думал, что ещё успеет сделать это позже…
Ещё 5 лет Григория опекал его дед по отцу граф Владимир Григорьевич Орлов, переживший сына. Кстати, В. Г. Орлов являлся богатейшим помещиком Вязниковского уезда, где ему принадлежала целая Сарыевская волость, включая село Сарыево с двумя десятками деревень. Но в феврале 1831 году скончался и престарелый граф Владимир Орлов.
Григорию Григорьеву, который мог бы стать сиятельным графом, пришлось довольствоваться припиской к петербургскому купечеству. Впрочем, именитые родственники не решались прервать свои отношения с юным купцом Григорьевым, так как ещё здравствовали люди, знавшие тайну его рождения, хотя все документальные свидетельства были уничтожены. Но денег из громадного многомиллионного состояния Орловых Григорий Григорьевич почти не получил: в течение 60 лет ему было выплачено 37 750 рублей — по 629 целковых в год. Не давать совсем ничего, видимо было весьма конфузно. Горькая обида на родственников сохранится у Григория Григорьевича на всю жизнь.
Несостоявшийся граф решил стать врачом и успешно окончил полный курс Императорской Петербургской медико-хирургической академии со степенью лекаря. В 1844 году 25-летний лекарь Григорьев был определен ординатором Мариинской больницы для бедных. Но с медициной у него отношения не сложились, как и с роднёй.
В 1847 году 28-летний титулярный советник Григорьев (именно такой чин имел гоголевский Акакий Акакиевич) добился перевода в Военное министерство в качестве скромного канцелярского чиновника. То ли способности помогли, то ли сказалось хотя и внебрачное, но всё-таки происхождение от вельможи, но уже в 1849-м Григорий Григорьевич получил чин коллежского асессора, дававший в то время право на потомственное дворянство.
В следующем году Григорьева перевели на службу в МВД и он отправился в командировку во Владимирскую губернию в качестве помощника ревизора статского советника Павловского. Там он познакомился с дочерью уже умершего владимирского помещика генерала князя Ивана Сергеевича Одоевского Марией, пленившей его сердце.
Вскоре Григорьев увлёкся статистикой, возглавил Центральный статистический комитет при министерстве и стал редактором Журнала МВД, получив чин статского советника. Его сослуживцем и хорошим знакомым стал известный писатель и журналист профессор Николай Иванович Надеждин. Именно в это время княжна Одоевская стала женой Григорьева, который был на 14 лет старше своей супруги. Но семейное счастье Григорьевых было недолгим. В июле 1866-го Мария Ивановна скончалась в 33-летнем возрасте, за день до смерти подарив мужу сына Александра.
После краткого пребывания на посту пензенского вице-губернатора, статский советник Григорьев в октябре 1866 года был назначен вице-губернатором Владимирской губернии. В ту пору вице-губернатор в каждой губернии имелся только один. Во Владимире на Клязьме Григорьеву довелось служить с губернатором генерал-лейтенантом Владимиром Николаевичем Струковым, с которым он вполне сработался.
Среди ярких событий вице-губернаторства Григорьева — открытие Владимирского окружного суда 17 ноября 1866 года. В мае 1868 г. Струков и Григорьев принимали во Владимире брата императора Александра II великого князя Владимира Александровича, посетившего город в начале путешествия по России и Сибири. В сентябре того же года была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Новки-Шуя-Иваново-Кинешма в 171 версту. В 1869 году во Владимире была открыта первая женская гимназия. За успешное руководство губернией Григорьев получил чин действительного статского советника, равный генеральскому. Он активно участвовал в работе Владимирского губернского статистического комитета и стал его непременным членом. Благодаря Григорьеву, курировавшему издание «Владимирских губернских ведомостей», там публиковалось множество интересных статистических и исторических материалов, в том числе мстёрского крестьянина Ивана Голышева.
В 1868 году Григорьев женился вторично на дочери будущего вязниковского уездного предводителя дворянства титулярного советника Владимира Васильевича Савельева Елизавете.
В мае 1870-го Григорьев был назначен олонецким губернатором. Новый губернатор сразу побывал не только во всех городах, но и глухих деревнях сурового Олонецкого края — нынешней Карелии. Он интересовался обычаями и традициями, характером и деятельностью населения, богатствами природы. Вскоре были прекращены злоупотребления по управлению казёнными лесами, установлен контроль за полицией. При Григорьеве появились 7 новых больниц с аптеками, в три раза увеличилось число земских врачей, началось оспопрививание. Открылись учительская семинария, городское училище, 33 образцовых школы, 111 земских и 62 церковно-приходских, число учащихся увеличилось в 2 раза. По инициативе губернатора было произведено гидрографическое описание Онежского озера, строились новые дороги и телеграфные линии. Было установлено регулярное пароходное сообщение до Соловецкого монастыря и по Онежскому озеру.
При губернаторе Григорьеве в Петрозаводске были построены новый кафедральный собор и Екатерининская церковь, памятник Петру I и первый в России памятник Александру II.
По инициативе губернатора начались планомерные научные исследования края, за 20 лет управления Григорьевым там побывало более 100 ученых, начала выходить обширная литература по истории, этнографии, геологии, статистике Олонецкой губернии.
Современники писали про Григорьева: «рабочий кабинет его постоянно, во всякое время дня, а в экстренных случаях и ночью, был открыт для лиц, имеющих к нему действительную надобность».
Губернатор Григорьев был награждён чином тайного советника и многими орденами: св. Станислава I ст., св. Анны I ст., св. Владимира II ст. и Белого Орла. В начале 1890-го Григория Григорьевича назначили членом Совета при министре внутренних дел. В 1899 году, на 80-м году жизни, находясь на лечении в Италии, бывший владимирский вице-губернатор и несостоявшийся граф скончался во Флоренции.
Николай ФРОЛОВ.
На фото (сверху вниз):
1. Граф Григорий Владимирович Орлов, отец Григория Григорьева.
2. Григорий Григорьевич Григорьев. Фото Карла Иогансона в Петрозаводске. Любопытно, что этот фотограф, швед по происхождению, переехал в Петрозаводск из Владимирской губернии!