//   Погода:
Новости

Как родня вязниковского предводителя встречала царя

Увеличить картинкуСемейство Ложкиных принадлежало к числу небогатого чиновничества Владимирской губернии и было связано родством с вязниковским дворянством.

Ложкины длительное время потомственно служили уездными казначеями в различных городах Владимирского края. В середине XIX века коллежский секретарь Александр Николаевич Ложкин вступил в брак с родной сестрой вязниковского уездного предводителя дворянства поручика Петра Ивановича Николаева, чем изрядно повысил социальный статус своего семейства. Их сын, племянник вязниковского предводителя надворный советник Александр Александрович Ложкин, служил чиновником Министерства государственных имуществ, управляя казенными имениями, которых, кстати, и в Вязниковском уезде было немало.

Старший сын надворного советника Ложкина Николай Александрович Ложкин, выпускник Владимирской гимназии и юрфака Московского университета, дослужился до члена Владимирского окружного суда (аналога нынешнего судьи областного суда) и равного генеральскому чина действительного статского советника. Он скончался ровно 100 лет назад накануне революционных потрясений в 1916 году. Кстати, окружной суд тогда нередко устраивал выездные сессии, и Н. А. Ложкину довелось судействовать в том числе и в Вязниках, где у него имелось немало знакомых и даже родни. Его внучка (по линии дочери Валентины Николаевны Борисовой-Ложкиной) Наталья Валерьевна Борисова оставила интересные воспоминания о семье Ложкиных и родственных им лиц. Один из разделов посвящен визиту последнего российского императора Николая II во Владимир в мае 1913 года во время празднования 300-летия царствовавшего Дома Романовых. Эти страницы записаны на основе её детских впечатлений Валентины Ложкиной.

«Весной 1913 года, в год 300-летия дома Романовых, ожидался приезд царской семьи во Владимир. Семья судьи Н. А. Ложкина принимала активное участие в подготовке праздника. Сам Н.А. входил в комитет по устройству торжества, а его жена и старшие дочери: Мария — выпускница московского Института благородных девиц и Нина — ученица того же самого Института, тоже очень активно готовились к этому празднику. Подготовка началась уже на Рождество, за несколько месяцев до срока, когда Нина была на каникулах дома.

Но начавшись, не спешила заканчиваться: была пересмотрена куча модных журналов. Целыми днями шли активные дискуссии, что сейчас модно, что нет, что пристало их положению и статусу надеть в данном случае, а что нет, что оденут старшие, а что младшие члены семьи. Горячка была страшная.
На вокзал встречать царский поезд собирались ехать всей семьёй. И было ясно, что все туалеты для встречи на вокзале должны быть белыми.

Увеличить картинкуВалюша сначала очень активно взялась за журналы и, перебивая всех, указывала маме на самые, по её мнению, красивые фасоны — она считала, что все
женщины семьи, включая и её, должны быть одеты одинаково. Мама быстро охладила её пыл, сказав, что всё всем будет по возрасту.
Как жаль! А Валюше так хотелось длинное платье и шляпу с широкими полями, как в журнале. И такие чудесные туфельки!

Туфельки всем заказали именно такие, какие выбрала Валюша, а всё остальное было по возрасту: длинное платье маме и старшим сёстрам, причём всем разного фасона, а Валюше — платье детское, чуть ниже колен.

И шляпка «миленькая», как сказала Мария, но такая детская, простой капор.

Для старших сестёр и мамы были выбраны шикарные шляпы с большими полями с цветами, а для мамы даже с перьями.

Мальчиков собирались одеть в белые матроски. Сам же глава семейства тоже должен был облачиться в новый белый костюм и белую шляпу.

В общем, «женский домашний комитет», как прозвал их Н. А., работал не менее активно, чем городской комитет по устройству праздника.

Потом начались поездки по магазинам, примерки у портнихи, смена идей и фасонов на ходу, в силу тех или иных причин. Началась такая суматоха, что

Валентина полностью потеряла нить, кто, во что будет одет, и потому её интерес ко всему этому делу охладел.

Она просто вернулась к своим обычным делам. Когда же до приезда царского поезда остался месяц, суматоха достигла такого накала, что ни о чём другом в доме не говорилось.

Увеличить картинкуВот наконец-то привезли готовые платья, потом шляпы, туфли и прочее. Какие же красивые были мама и сёстры в своих новых туалетах! У Валюши захватило дух. Вот это да! Какие шляпы! Широкополые, увенчанные цветами и лентами…

Мама загадочно улыбнулась и достала из коробки ещё одну почти такую же шляпу. Кому это? Валюша не верила своим глазам. Мне? Она была на десятом небе.

У неё взрослая прекрасная шляпа! Платье было детское, но шляпа… Валюша вышла на крыльцо, чтобы показать ватаге мальчишек, играющих во дворе и ждущих её, какая она взрослая и необыкновенная, и что для детских, дворовых игр она уже выросла. Или почти выросла. Маме с трудом удалось снять с неё шляпу, под угрозой, что шляпа до праздника испачкается.

Валюша была счастлива: «Завтра приезжает поезд. Завтра увижу царя и всю его семью, а они и все увидят какая у меня шляпа».

Наконец-то, настало утро 16 мая. Валюша почти не спала. В доме начались сборы: пришёл мамин мастер и сделал причёски маме и сёстрам. Валюше тоже зачесали волосы на затылок. «Так шляпа будет лучше сидеть»,- сказала мама.

К полудню все были одеты, приглажены, надушены. Н.А. посадил семью в пролетку, чтобы ехать на вокзал. Няня с Левушкой, которому нездоровилось, оставались дома.

И вот пролетка двинулась. Вот и вокзал. Сколько народу! И все в белых платьях и шляпах. С белыми зонтиками и цветами.

«Ну, у нас тоже белые шляпы и белые зонтики» — и Валюша раскрыла свой прехорошенький новый кружевной зонтик. Но что это? Почему младший брат Сашка дергает её за руку? — Чего тебе? — Сашка весь зелёный-презелёный, что-то жалобно скулил. — Что случилось? — спросила мама. — Мама у меня живот… схватило, мне нужно в туалет», — выдавил из себя Сашка.

Мама посмотрела на мужа. Н.А. сразу же принял решение: «Бегите с Валюшей к нашей пролетке, на ней быстро домой, сделаете все дела и быстро назад. Поезда ещё нет, и вы наверняка успеете».

Что было делать? Валюше очень не хотелось уходить и в шляпе, и с зонтиком… но брату нужно помочь.

Они выбрались из толпы встречающих и нашли свою пролетку. До дома доехали быстро, но когда дети входили в дом, Валюша увидела, что белые штанишки

Сашки не совсем белые. Этого еще не хватало!

Сашка побежал в туалет, его не было целую вечность. Наконец он вышел и встал, опустив голову. В глазах его стояли слезы.

— Повернись, — прошипела Валюша. Он повернулся. — Так я и знала! — вскрикнула Валюша. — Что здесь случилось? — на шум вышла няня Левушки. — Няня, посмотри, что теперь делать с этим засранцем? — Валюша показывала на штаны брата.
Сашка ревел в голос от стыда и обиды. — Тихо, тихо, — сказала няня, — так барышни не выражаются. — Ведь есть же и другие белые брюки у Саши. Сейчас мы их найдем.

Все побежали наверх в комнату Саши. Брюки нашлись быстро и Сашка мигом переоделся. Дети выбежали на крыльцо. А где пролетка?
— Так ведь я же послала извозчика в аптеку за лекарством для Левушки, — воскликнула няня.
— Пусть нас догоняет, как вернётся! — кинула через плечо Валентина.
Вокзал был недалеко. Валюша схватила Сашку за руку, и они помчались туда. Бежали дети так быстро, как могли. Но вокзал был недалеко на пролетке, а пешком…

В общем, когда брат с сестрой выбежали на вокзальную площадь, она была уже практически пуста. Царский поезд приехал и всё ещё стоял. Но встреча уже состоялась. И праздник переместился в город.

Валюша не верила своим глазам. Как опоздали? Как уехали? Не может быть! Она снова и снова осматривала площадь. Отъезжали последние пролетки.
Валюша повернулась и пошла назад. Сашка догнал её и хотел взять за руку. Она выдернула свою руку и прошипела сквозь зубы: «Отстань, засранец».
Сашка шёл рядом с сестрой и тихонько хлюпал носом.

Через некоторое время она сказала: «Из-за тебя я не видела царской семьи, и никто не видел моей красивой белой шляпы».

Валюша сняла шляпу с головы. Увы. От беготни по пыльным улицам шляпа не была уже такой белой и такой красивой. Тряхнув головой, Валюша плотно надела шляпу на голову, взяла Сашку за руку, и они побежали навстречу показавшейся пролетке… »

Подготовил Николай ФРОЛОВ.

НА ФОТО:
1. Встреча императора Николая II на перроне владимирского вокзала 16 мая 1913 года.
2. Николай Александрович Ложкин с женой Анной Валентиновной, урожденной Егоровой.
3. Валентина, Мария, Нина и Александр Ложкины. 1910 год.

Поделиться новостью

Добавить комментарий