//   Погода:
Новости

Как исчезают деревни

Увеличить картинкуСправа от дороги, ведущей из посёлка Мстёра в село Шустово, которая в народе называется Каменкой, так как не имеет асфальтного покрытия, находилась деревня Семынь.

Первое письменное упоминание, связанное с этим топонимом, находим в переписных книгах Суздальского уезда письма и меры Михаила Трусова да дьяка Фёдора Витовтова за 1628 год. В них говорится, что в Стародуборяполовском стане в вотчинах «за стольником за князь Иваном за князь же Ивановым сыном Ромодановским» записана «пустошь Семкино, а Семынино тож пашни паханые добрые земли 10 чети перелогом и лесом поросло добрые земли 10 чети вполе а вдву потомуж». Позднее на этом месте появилась Семынь.

В составе прихода села Акиншино
Деревня Семынь была владельческой, т.е. принадлежала помещику. На момент реформы 1861 года её владельцем был Николай Арсеньевич Жеребцов. В 1859 году в деревне насчитывалось 37 дворов с 263 жителями. Но уже к середине 70-х годов XIX века количество дворов уменьшилось до 30. Соответственно, стало меньше и жителей — 156.

Деревня входила в состав прихода села Акиншино. В Акиншинском храме в честь Казанской иконы Божией Матери семынские крестьяне венчались, крестили своих детей. При церкви было кладбище, на котором они обретали место вечного покоя. Во Владимирских губернских ведомостях за 1877 год имеется любопытное упоминание про крестьянина д. Семынь Ивана Филипповича Петухова, который в 1855 году приложил в свой приходской храм икону Тихвинской Пресвятой Богородицы «лучшей Строгановской работы», написанную в 1723 году с чудотворного образа. Одним словом, к делам духовным местные люди относились, как и подобает, с благоговением.

Увеличить картинкуЧем зарабатывали себе на жизнь жители Семыни? Конечно, крестьянским трудом. Обработка земли производилась сохой. Выращивали преимущественно рожь и овёс. Деревенские угодья занимали площадь в 152 десятины 864 сажени. Из них усадьбы — 17 дес. 29 саж., пашни — 117 дес. 1684 саж., покосу — 9 дес. 687 саж. и 8 дес. 864 саж. неудобной земли. В деревне в 1878 году было 11 лошадей, 16 коров и 34 головы других домашних животных. Кроме сельского труда семынские мужчины занимались отхожим промыслом — офенством. Торговали офени в основном иконами и лубочными картинами, изготовленными в слободе Мстёра.

До революции дети из Семыни учились в Богородской школе в с. Акиншино. Первое бесплатное училище для детей прихожан в селе было открыто священником Иваном Ивановичем Бутеевым в своём доме и просуществовало до его смерти в 1833 году. Это начинание продолжил следующий батюшка Казанского храма Андрей Васильевич Веселовский. Он также обучал ребятишек в своём доме до 1843 года, пока помещик села Дмитрий Павлович Приклонский не открыл народное училище в вотчинном правлении. Позднее школа перешла в ведение Вязниковского уездного земства.

Новое время — новые вызовы и возможности
Согласно данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, Семынь уже состояла из 27 крестьянских дворов со 130 жителями. Тем не менее, она была самой большой деревней в округе.

В тридцатые годы прошлого века по стране прокатилась волна коллективизации. Не обошла она стороной и эту деревню — в ней был образован колхоз им. Дзержинского. Первым председателем назначен Василий Петрович Зайцев. Хозяйство процветало и расширялось. Колхоз имел свою ферму, в которой содержался крупный рогатый скот, свиньи, овцы и лошади. По воспоминаниям жителей д. Семынь, были организованы сапоговаляльная мастерская, пасека, колхозный сад, установлен ветряной насос, который качал питьевую воду из скважины для нужд фермы и населения. Также в середине деревни находился небольшой пруд, который, кстати, сохранился до настоящего времени. Располагался он в центре деревни на возвышенности.

Начальное образование семынские ребятишки получали в 4-х летней школе деревни Митинская. Школьное здание было одноэтажным. Учителями в 1940-х годах в ней работали Зоя Ивановна Старкова и Анастасия Михайловна (фамилия, к сожалению, утрачена). После её закрытия в 1950-х годах дети стали учиться в Мстёрской школе.

От голода деревню спасли чайки
Рядом с местом, где располагалась деревня, находилось торфяное болото размером с небольшое озеро, круглое, как тарелка. Как оно образовалось, никто сказать не может, но нигде в округе такого не было. Здесь водилось несметное количество чаек, уток и других водных обитателей. Когда вечером птицы садились на ночлег, то болото было покрыто, будто белым покрывалом.

Старожилы рассказывают, что однажды чайки спасли жителей этой деревни от голода. А дело было так. Случился неурожай из-за нашествия каких-то насекомых, которые в округе уничтожали всё на корню. Но в Семы- ни урожай был спасён — чайки охотно поедали этих вредителей. После этого жители стали их оберегать, особенно весной, когда птицы откладывали яйца.

В восьмидесятых годах прошлого столетия руководители тех времён решили начать работу по выемке торфа для удобрения полей. Вычерпали экскаватором весь торф из болота, перед этим осушив его, прорыв глубокий ров за деревню в овраг, который сохранился до настоящего времени. После этого на месте болота образовалось озеро, но чайки и другие птицы водиться здесь перестали или остались единицы.

Лишь озеро с тёмной от торфа водой…
В начале 1950-х годов стали проводиться мероприятия по укрупнению колхозов. Несколько мелких хозяйств, которые со времён коллективизации оставались в каждой деревне, стали объединять в более крупные. В конце 1950-х годов в стране был взят курс на ликвидацию «неперспективных» деревень, что послужило импульсом к массовому исчезновению небольших сельских населённых пунктов. А ведь когда-то их здесь было множество: Яблонцы, Свиново, Лосье, Семейкино, Митинская, Зубариха, Медведеве и др. Цвели сады, (вокруг красивая природа. В 1970-х годах жители Семыни начали разъезжаться. Официально деревня была исключена из учётных данных в 1988 году, как фактически не существующая. Несколько десятилетий на месте деревни плескалось только озеро с тёмной от торфа водой. И ни души. Тихо вокруг…

Не так давно на этом месте появилось небольшое фермерское хозяйство. Оно, конечно, не заменит ушедшую деревню, но, быть может, вдохнет в эти края новую жизнь.
Владимир БОРИСОВ, Виталий ФАРАФОНОВ, пос. Мстёра.

Эпилог:
Старожил деревни Семынь вспоминает такой случай.
После окончания Великой Отечественной войны два года были неурожайными — из-за засухи в 1945 году, а в 1946 году из-за проливных дождей. Трудно было колхозникам в эти голодные годы. Председатель колхоза Иван Константинович Тараканов решил раздать без разрешения райкома партии по 5 килограммов муки на семью. За это он был осуждён и провёл в тюрьме 2 года. Вот такое было время. Всё зерно вывозилось в район. Даже на семена ничего не оставляли. Весной ездили за своим же зерном, чтобы засеять поля.

На фото:
1. У здания правления колхоза д. Семынь. 1956 год;
2. Акиншино. Возрождённая Казанская церковь. 2010 год.
Фото В. Борисова.

Поделиться новостью

Добавить комментарий