Забытый герой нашего средневековья
Живший в начале XIV столетия Князь Фёдор Иванович Стародубский навсегда остался в отечественной истории с прозванием Благоверный, так как для него защита родной земли, своих соплеменников и православной веры оказалась дороже жизни.
Он являлся правителем княжества, в которое входила значительная часть нынешнего Вязниковского района, включая посёлок Мстёру, Мстёрское и Сарыевское муниципальные образования; а также почти половина прежнего Вязниковского уезда, включая Палех, Холуй и Южу. В 1330 году Фёдор Благоверный погиб в Орде, будучи убит по приказу хана Узбека, но память о нём жива до сих пор.
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА СТАРОДУБСКАЯ ЗЕМЛЯ
В 1238 году, сразу после кровавого и опустошительного нашествия на Русь орды Батыя, великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, утвердил выделение Стародубского удельного княжества, которое передал младшему брату князю Ивану. Иван Всеволодович стал родоначальником династии князей Стародубских. Его правнуком и был князь Фёдор Иванович, возглавивший Стародубскую державу в 1315 году после кончины отца Ивана Михайловича.
Стародубское княжество к тому времени представляло собой самостоятельное небольшое государство, территория которого находилась в пределах более чем десятка нынешних районов Владимирской и Ивановской областей. Его столицей был город Стародуб на Клязьме — сегодня это село Клязьминский городок Ковровского района. Правителям Старо- дуба приходилось всё время балансировать между сильными соседями — Суздальско-Нижегородским, Московским и Тверским княжествами. При этом первым четырём стародубским князьям удалось избежать дробления своих владений на ещё более мелкие уделы.
ФЁДОР-ЯРОСЛАВ
Подробностей о жизни Фёдора Стародубского сохранилось ничтожно мало. Известно, что он имел второе имя — Ярослав, данное в память о Ярославе Всеволодовиче, «крёстном отце» Стародубского княжества. Кстати, сам отец Александра Невского также имел два тех же имени — православное Фёдор и языческое Ярослав. Фёдор-Ярослав Стародубский был женат, но ни имени, ни происхождения его супруги мы не знаем. Скорее всего, это была дочь одного из князей-современников из династии Рюриковичей. От этого брака у Фёдора Ивановича родилось трое сыновей. Скорее всего, были и дочери, но их имена тоже остались «покрыты мраком неизвестности», как говаривали в старину.
После Батыева разорения и установления на Руси ненавистного ига, все русские князья должны были испрашивать ярлыки на свои родовые земли у монгольских ханов. Для этого приходилось совершать дальние и смертельно опасные путешествия в далёкую Орду. Не раз ездил туда и Фёдор Стародубский. До поры ему удавалось возвращаться домой живым-невредимым. Князь Фёдор, как мог, пытался оградить своих подданных от монгольского произвола. Он сам рассчитывался с ханскими баскаками, выплачивая положенную дань. При этом князь старался с крестьян и горожан семь шкур в угоду степнякам не драть, под различными предлогами пытаясь уменьшить сумму обязательных платежей.
Не менее ревностно правитель Стародуба оберегал независимость своих владений от алчных соседей-князей, которым занимавшее стратегически важное положение между постоянно враждовавшими между собой Москвой и Нижним Новгородом Стародубское княжество было желанным союзником и, одновременно, смертельно опасным врагом. Стародубская крепость контролировала и фактически запирала важнейший водный путь по реке Клязьме. Поэтому попытки привлечь стародубского князя на свою сторону чередовались с попытками его запугать.
Но Фёдор Иванович, потомственный воин, был не робкого десятка. Он на равных держал себя с гораздо более сильными князьями. И ни разу ни Москва, ни Нижний, ни Тверь так и не решились напасть на Стародубское княжество, хотя междоусобицы в то время на Руси были обыденным делом.
МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ЗА ЧИСТУЮ СОВЕСТЬ
К 1330 году отношения между московским князем Иваном Калитой — дедом Дмитрия Донского и правившем в Нижнем Новгороде и Суздале князем Александром Васильевичем — потомком брата Александра Невского князя Андрея Ярославича, в очередной раз серьёзно обострились. Накануне в 1328 году князь Александр сумел существенно потеснить набиравшего силу московского соперника. Он смог добиться признания за ним прав не только на родовые Нижний Новгород и Суздаль, но и на Городец на Волге, Гороховец и даже на сам город Владимир — столицу великого княжества Владимирского. Получивший титул великого князя Александр Васильевич настолько возгордился, что совершил неслыханный для того времени поступок. Он снял самый большой колокол (его называли вечевым) со звонницы Успенского собора во Владимире и перевёз его в Суздаль. Правда, на новом месте владимирский колокол почему-то не стал звонить, и князю пришлось вернуть его владимирцам.
Иван Калита делал всё для того, чтобы привлечь Фёдора Стародубского на свою сторону. В этом случае Владимир оказывался между двух огней — Москвой и Стародубом, отрезанным от прямого пути на Нижний Новгород. Да и Суздаль терял важные коммуникации с Поволжьем. Но Фёдор Иванович, будучи верен своим принципам, не хотел участвовать в междоусобной войне. И тогда на стародубского правителя в Орду был отправлен донос. Зная, что князь пытается уменьшить, как теперь бы мы сказали, налоговое бремя своих подданных, Фёдора Стародубского обвинили в том, что он утаивает собираемое им серебро, обкрадывая монгольского хана. Правивший тогда в Орде жестокий хан Узбек (его полное имя Султан Мухаммед Узбек) немедленно вызвал Фёдора Ивановичу в свою ставку Сарай-Бату — недалеко от нынешней Астрахани.
Князь Фёдор понимал, что, скорее всего, едет на смерть. Но попытка скрыться, привела бы к отправке карательной экспедиции степняков в Стародуб, а спасать свою жизнь ценой тысяч других потомок Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого не пожелал.
В Сарай-Бату Узбек приговорил Фёдора Стародубского к мучительной казни. Принявший ислам и сделавший его официальной религией монгольского государства хан предложил Фёдору Ивановичу отречься от православной веры, обещая в этом случае жизнь и свою милость. Однако тот категорически отказался. Монгольские воины зверски убили стародубского князя, разрубив его тело на куски и выбросив в степь на растерзание хищникам и птицам.
ПАМЯТЬ О БЛАГОВЕРНОМ ПЕРЕЖИЛА ВЕКА
Но останки оказались нетронуты зверьём, а птицы не подлетали близко. Узнав, что, тело русского князя не подверглось и тлению, Узбек разрешил отправить прах Фёдора Стародубского на родину. Мученическая кончина Фёдора Ивановича стала известной по всей Руси. Тогда ему посмертно и дали прозвание Благоверный. Дубовая колода с останками мученика была захоронена в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Алексино, которое тогда входило в состав Стародубского княжества. Некоторые историки даже считают, что в XIV веке это было не село, а город Алексин-Стародубский.
По легенде, когда перед погребением гроб-колоду открыли в Алексине, то разрубленное тело князя чудесным образом срослось и по-прежнему оставалось нетленным.
Сын Фёдора Благоверного князь Андрей позже отомстил за смерть отца, командуя полком правой руки на Куликовом поле. Прямыми потомками Фёдора Стародубского были известнейшие исторические деятели России — спаситель Отечества князь Дмитрий Михайлович Пожарский и правитель России князь-кесарь Фёдор Юрьевич Ромодановский, представитель династии Ромодановских, центром владений которых была Богоявленская слобода — нынешняя Мстёра.
Память о Фёдоре Благоверном пережила века. Даже в XVIII столетии в царствование преемников Петра Великого, в Алексине, уже не городе, а просто большом торговом селе, богомольцы год от года совершали паломничество на могилу Благоверного князя. В Богородицкой церкви, где находилась гробница, записывались случаи исцелений и иных чудес на гробе стародубского чудотворца. Со временем перечень таких примеров стал весьма внушительным. Начиная с помещиков и купцов и кончая простыми крестьянами, народ получал помощь, обращаясь с молитвой к князю, принявшему мученическую кончину за веру.
ИСТОРИЯ БУДТО САМА СКРЫЛА ЕГО МОГИЛУ ОТ ПОРУГАНИЯ
Алексино вплоть до начала XX столетия оставалось значительным селением и волостным центром вначале Суздальского, а потом Вязниковского и Ковровского уездов. В 1802 году Алексино опустошил сильный пожар. Тогда сгорели сельские храмы, в том числе и Богородице-Рождественская церковь. Но гробница князя сохранилась. Когда в 1813 году над ней был воздвигнут новый величественный каменный храм в то же наименование, вокруг места, где в подземелье под церковным полом находилась усыпальница Фёдора Стародубского, устроили резную деревянную решётку, а паломничество богомольцев туда продолжалось. Даже после того как в 1920-е годы алексинские храмы оказались закрытыми и разграбленными мощи Фёдора Стародубского, спрятанные глубоко в церковных катакомбах, уцелели. Они остаются там до сих пор.
Сегодня когда-то многолюдное Алексино почти запустело. Постоянных жителей там нет и с полсотни. Но они хорошо помнят о Фёдоре Благоверном — небесном заступнике их села и всей округи. Недавно заезжие историки попытались найти гробницу стародубского князя. Сохранились старинные описания, в каком примерно месте она должна находиться. Но поиски ни к чему не привели. Вероятно, какая-то важная деталь месторасположения гробницы намеренно была опущена, чтобы уберечь усыпальницу от поругания и праздного любопытства…
Николай ФРОЛОВ.
НА ФОТО: Сражение русских с монголами. Современная реконструкция.