Подвиг потомка вязниковских удельных князей
Летом 1890 года три новейших броненосца Черноморского флота возвращались в Севастополь из учебного похода в Одессу. Два с лишним десятка лет после проигранной Крымской войны Россия не имела военного флота на Черном море, и лишь победа в войне с турками позволила вновь строить боевые корабли на южных морских рубежах. Основой возрожденного Черноморского флота стали три броненосца «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп», вооруженные каждый шестью 12-дюймовыми орудиями и защищенные мощной броней. Такие корабли, да ещё и целой серией, строились в России впервые. В отличие от прежних парусных и парусно-паровых кораблей новые броненосцы управлялись исключительно паровыми машинами и имели по три гребных винта. Поэтому одной из самых ответственных должностей в экипажах этих бронированных гигантах стали инженеры-механики, от квалификации и организаторских навыков которых зависело действие «сердца» корабля.
В ночь с 7 на 8 августа (по новому стилю) на подходе к главной базе флота в Севастополе на броненосце «Синоп», совсем недавно сданном флоту, неожиданно лопнул один из паропроводов. Клубы перегретого пара быстро заполнили котельное отделение, скорость броненосца резко упала, кораблю грозил взрыв. Машинная команда во главе с механиком мичманом Степаном Хилковым сразу же принялась устранять повреждение. Работая почти на ощупь, обожжённые и ослеплённые моряки ликвидировали аварию. Поврежденную магистраль удалось заглушить, а броненосец — спасти. Но механик Хилков и один из матросов получили смертельные ожоги. Их подвиг (а по-другому не скажешь) оказался позабыт, хотя короткая биография героического механика «Синопа» заслуживает памяти владимирцев ещё и потому, что он являлся нашим земляком и даже прямым потомком великого князя Владимирского и Суздальского Всеволода Большое Гнездо.
Князья Хилковы — одна из ветвей князей Стародубских, родоначальником которых стал внук Юрия Долгорукого, младший сын великого князя Владимирского и Суздальского Всеволода III Большое Гнездо князь Иван I Стародубский. Праправнук Ивана Всеволодовича, сын героя Куликовской битвы Андрея Фёдоровича Стародубского князь Иван Андреевич получил в удел село Ряполово с окрестностями, которое позже в течение полутора столетий входило в Вязниковский уезд, и получил прозвание Ряполовского. Он имел двух внуков — Ивана Большого Фёдоровича Ряполовского по прозванию Хилок, и Ивана Меньшого Фёдоровича Ряполовского по прозванию Тать. От Хилка пошли князья Хилковы, от Татя — Татевы. В силу происхождения их можно в полной мере назвать князьями с вязниковскими корнями.
Отец мичмана Степана Хилкова Михаил Иванович Хилков назвал старшего сына в честь любимого дяди — князя Степана Александровича Хилкова, героя Отечественной войны 1812 года. Полковник Хилков воевал в составе партизанского отряда, командовал полком, был тяжело ранен и награжден «Анной на шею» с алмазными украшениями. Во время заграничного похода против наполеоновской армии Степан Хилков получил ещё два ранения, золотую шпагу с надписью «За храбрость» и чин генерал-майора. Позже он командовал дивизией и корпусом, участвовал в войне против польских мятежников. В середине 1830-х гг. генерал-лейтенант Степан Хилков вышел в отставку после того, как повздорил с самим царём!
Его сестра княжна Любовь Хилкова вступила в брак с сыном ковровского предводителя дворянства флигель-адъютантом полковником Сергеем Безобразовым, но вскоре выяснилось, что прежде она была любовницей императора Николая I. Ревнивый до безумия Безобразов оскорбил жену и её брата и порывался «разобраться» с государем. Царь сослал Безобразова на Кавказ под пули горцев, а Хилков в знак протеста против придворных нравов покинул службу. Своих детей у боевого генерала не было, и он опекал племянников. В их числе был и Мишель — князь Михаил Иванович Хилков, удививший весь мир своей биографией.
После окончания элитного Пажеского корпуса и недолгой службы в гвардии, Михаил Хилков поступил простым рабочим в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги в Бразилии. Он решил освоить железнодорожное дело, которым интересовался с детства. Вскоре старательного рабочего назначили десятником, потом Хилков сдал экзамен на машиниста и «вырос» до должности заведующего службой подвижного состава и тяги. Далее князь целый год работал слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле. Потом Хилков вернулся в Россию, где стал начальником пути Курской железной дороги. Министр путей сообщения Сергей Витте сделал Хилкова ближайшим сотрудником. Он налаживал работу железных дорог в Польше и на Урале, в Самаре и в Орле, а позже сам занял пост министра путей сообщения Российской империи.
Михаил Хилков был дружен со своим кузеном и земляком Николаем Муратовым, который по иронии судьбы стал одним из преемников отца Сергея Безобразова на посту ковровского предводителя дворянства. Кстати, отец Муратова был погребён в погосте Дебри Вязниковского уезда на территории нынешнего Сарыевского сельского поселения. Муратовы, Хилковы и их родственники и соседи князья Гагарины подолгу гостили друг у друга и являлись помещиками Владимирской губернии.
Первенец Михаила Хилкова Степан подобно отцу увлекался техникой. В военном флоте он стал механиком, хотя в великосветском обществе стремления молодого князя не блистать на мостике корабля в белоснежном офицерском мундире, а проводить всё время в духоте и тесноте машинного отделения броненосца в масле и угольной пыли откровенно не понимали. Но Хилков-младший на болтовню столичной аристократии внимания не обращал, быстро зарекомендовав себя высококвалифицированным корабельным специалистом. В 20-летнем возрасте его уже назначили инженером-механиком новейшего броненосца. Пример Степана Хилкова оказался заразителен. Его дальний родственник, тоже потомок князей Стародубских и еще один помещик князь Григорий Гагарин (имение его родителей находилось в селе Великово близ Коврова там же, где находилось имение Муратовых) тоже стал инженер-механиком российского флота.
26 июля 1890 года броненосец «Синоп», на борту которого находился вице- адмирал Оскар Кремер, финн, герой Крымской войны, вышел из Одессы в Севастополь. Во время перехода был отдан приказ провести испытание механизмов и определить расход угля. На «Синопе» была установлена двухвальная вертикальная паровая машина тройного расширения шотландской фирмы «Непир и сыновья», имевшая 16 цилиндрических котлов. Постепенно броненосец увеличивал ход. Когда в действие были пущены 10 котлов, лопнула донная паропроводная труба, соединявшая один из котлов с главной паровой магистралью. Эта опасная авария была ликвидирована, но дорогой ценой. Через несколько часов в корабельном лазарете скончались мичман князь Степан Хилков и кочегар Москаленко. Позже умели ещё шесть матросов из машинной команды. Ещё десять моряков получили тяжелые ожоги, но их удалось спасти.
Позже было установлено, что целый ряд паропроводов «Синопа», который строился в Севастополе на верфи Российского общества пароходства и торговли, имели серьёзные дефекты, и их пришлось заменить.
Потомка удельных вязниковских князей Степана Михайловича Хилкова, который 36 дней не дожил до своего 21-го дня рождения, отправили в свинцовом гробу в родовое имение. А в 1913 году в городе-крепости Кронштадте был построен Морской собор святителя Николая Чудотворца — храм-памятник чинам флота, погибшим при исполнении служебного долга. На досках чёрного и белого мрамора там были выбиты имена и фамилии русских моряков, погибших на службе. На одной из черных досок значился подвиг мичмана Хилкова. В 1929 году собор был закрыт, а мраморные доски использованы для строительства хозяйственных объектов. Возродили этот храм только в 2013 году, но доски со списками погибших моряков пока не восстановлены.
Броненосец «Синоп», который спас ценой своей жизни механик Хилков, прослужил в Черноморском флоте почти 30 лет и участвовал в Первой мировой войне. Инженер-механик лейтенант флота князь Григорий Гагарин, для которого кузен Степан стал примером, погиб в мае 1905 года в Цусимском сражении с японским флотом на броненосце «Император Александр III», из экипажа которого не спасся ни один человек. Отец мичмана Хилкова действительный тайный советник князь Михаил Хилков пережил старшего сына на 18 с половиной лет и скончался в марте 1909 года.
Николай ФРОЛОВ.
На фото: Броненосец «Синоп».
Фото: http://armoured.ru/sinop/20.jpg