Погибшие не в бою
Море умеет хранить свои секреты и не желает делиться ими с людьми. Среди загадок сурового Севера до сих пор не разгадана тайна советской подводной лодки «Д-1» «Декабрист», которая вышла в свой последний поход 13 ноября 1940 года и больше не вернулась на базу. Первенец Северного военного флота, эта лодка исчезла в холодных полярных водах Баренцева моря, а вместе с ней навсегда пропали 55 моряков — все, кто находился на ее борту. Трагедия произошла всего за 7 месяцев до начала Великой Отечественной войны. А за год до последнего похода «Декабриста» 20 октября 1939-го в Кольском заливе навсегда погрузилась еще одна подводная лодка — «Щ-424», унося в ледяную пучину 32 человеческих жизни. Полные выверенные списки командиров, старшин и краснофлотцев экипажей обеих субмарин, зачисленных в небоевые потери советского ВМФ, были обнародованы лишь недавно стараниями историка флота и военного журналиста капитана I ранга Сергея Ковалева. Среди тех подводников, чьи скупые биографические данные удалось обнаружить в ранее закрытых архивах, оказались как минимум двое наших земляков, в том числе один вязниковец…
Тайна «Декабриста» еще не разгадана
Обстановка в предвоенные годы на границах СССР была напряженной. В сентябре 1939 года полыхнул пожар Второй мировой войны. Боевые действия велись в Европе и Африке, зоной вооруженного противостояния стала Атлантика и близкие к нашим рубежам северные моря. На заключивший с фашистской Германией пакт о ненападении Советский Союз тогда одинаково косо посматривали как сами немцы, понимавшие неизбежность плана «Барбаросса», так и будущие союзники, особенно англичане. Подданным Его Величества Георга VI совершенно не улыбалась перспектива гегемонии германско-советских сил в полярных широтах, через которые корабли получали прямой доступ к Британским островам, в обход укрепленных военными базами направлений. Постоянное присутствие в полярных водах как немецких, так и британских военных кораблей, в том числе подводных лодок, никого не удивляло. Поэтому одной из версий гибели «Декабриста» до сих пор считается столкновение с иностранной субмариной. В целом ситуация удивительно напоминает недавние события вокруг атомной подлодки «Курск» того же Северного флота. Только в отличие от «Курска», «Д-1» уже почти 70 лет ржавеет на глубине более 200 метров, а точная причина гибели «Декабриста» до сих пор неизвестна.
Капитан несчастливой «Щуки»
Зато обстоятельства потопления «Щ-424» известны хорошо. Ее отправил на дно… советский рыболовецкий траулер! РТ-43 «Рыбец» Мурманрыбфлота в Кольском заливе протаранил «Щуку» в левый борт в районе боевой рубки. По одним данным лодка после столкновения продержалась 3 минуты, по другим — всего 45 секунд. Кроме находившихся на мостике и успевшего выскочить на верхнюю палубу радиста, все остальные члены экипажа навечно погрузились вместе со смертельно раненой субмариной на глубину 250 метров.
Почти мистический факт — командиром «Щ-424» в этот поход штаб флота собирался назначить капитан-лейтенанта Федора Ельтищева, который, не успев ознакомиться с лодкой, попросил отсрочить выход на пару дней. Тогда вместо него командиром утвердили капитан-лейтенанта Константина Шуйского. После аварии Шуйский оказался в числе уцелевших. Время было суровое, и его приговорили к расстрелу. Лишь заступничество коллег-подводников, написавших Сталину, спасло К. Шуйского от расправы. Вначале ему дали 10 лет лагерей, а с началом войны вернули на флот (мол, досидит после победы). За храбрость опальный капитан вскоре получил помилование. До Победы он не дожил — погиб в октябре 1943-го в одном из боевых походов, командуя «Щ-403». Кстати, в мае того же 1943 года прямым попаданием фашистской авиабомбы был потоплен и «виновник» гибели «Щ-424» траулер «Рыбец», ставший к тому времени сторожевиком СКР-31.
А несговорчивый капитан-лейтенант Ельтищев, который так и не попал на борт «Щ- 424», в конце 1939-го был назначен командиром подводной лодки «Декабрист»!
В гибели «Д-1» обвинили погибших подводников
Под командой Федора Ельтищева «Д-1» и вышла в свой последний поход. Незадолго до того «Декабрист» был капитально отремонтирован, и ему предстояло провести несколько пробных погружений. Эта лодка была первенцем советского подводного кораблестроения. В ее закладке в 1927 году на Балтийском заводе принимали личное участие Сергей Киров и Клим Ворошилов. Киров собственноручно забил первую заклепку в деталь днищевого набора, а Ворошилов своими руками прикрепил к крышке цистерны быстрого погружения серебряную закладную доску. Служить на «Декабристе» считалось особо почетным.
В 13 часов 14 минут в «несчастливый» день 13 ноября 1940 года «Д-1» начала погружение в Мотовском заливе неподалеку от Мурманска. В 13.30 субмарина погрузилась «под перископ». Еще через 15 минут перископ «Декабриста» был замечен одним из береговых постов наблюдения. С тех пор лодку больше не видел никто, на связь она так и не вышла, и точное место ее гибели известно лишь предположительно. На дне залива была обнаружена большая масса металла. Ее и сочли погибшей подлодкой. Эта точка с координатами 69 градусов 29.1 северной широты, 32 градуса 54.7 восточной долготы считается местонахождением «Декабриста», хотя окончательной уверенности в этом нет, а поблизости нашли еще одну металлическую массу (возможно, все-таки столкновение двух подлодок?). Поднять «Д-1» собирались несколько раз, но так и не подняли.
А в 1940-м комиссия под руководством второго заместителя наркома ВМФ адмирала Льва Галлера сделала официальный вывод: «Декабрист» погрузился «ниже предельной глубины» и был раздавлен давлением воды. У специалистов такое заключение до сих пор вызывает большое сомнение. Кстати, тогдашний командующий Северным флотом контр адмирал Арсений Головко тоже категорически высказывался против принятого комиссией решения, фактически возлагавшее вину за случившееся на погибший экипаж, члены которого уже ничего не могли сказать в свое оправдание. Но Головко не послушали, а потом и вовсе сняли с должности комфлота…
Чтобы помнили!
Среди ушедших в последнее погружение на «Щ-424» оказался Василий Матвеевич Никитин, родившийся в 1914 году в Вязниковском районе (населенный пункт пока неизвестен) и призванный на военную службу в 1936-м. По совпадению он тоже занимал должность командира отделения трюмных машинистов. На «Щуку» он попал в июне 1939-го — всего за 4 месяца до трагедии.
А среди погибших на «Декабристе» значится Николай Иванович Дунайский, родившийся в 1916 году на станции Карабаново нынешнего Александровского района нашей Владимирской области. Александровским военкоматом он был призван на военную службу в 1937-м, в октябре того же поступил в учебный отряд подводного плавания, а в мае 1938 года направлен на Северный флот. 21 июня 1938-го краснофлотец Дунайский получил назначение на «Д-1» и к ноябрю 1940-го исполнял обязанности командира отделения трюмных машинистов.
Они не числятся среди павших на Финской войне и на Великой Отечественной, хотя и погибли, выполняя воинский долг перед Родиной. Весьма вероятно, что их родственники в условиях тотальной секретности до конца так и не узнали о судьбах своих близких.
Николай ФРОЛОВ.
НА ФОТО: Подводная лодка «Щ-424».