//   Погода:
Новости

Сын вязниковского купца — художник, «назначенный в академики»

Увеличить картинкуХудожник Алексей Михайлович Колесов — незаурядный мастер отечественной живописи XIX века, чьи немногие сохранившиеся работы сегодня находятся в крупнейших музеях России, включая знаменитую Третьяковскую галерею. А биография Колесова в чем-то сродни судьбе Ломоносова: вопреки мнению родни, он пошел учиться в Москву пешком без копейки в кармане и настоял на своем!

Биографии художника написаны по большей части, словно под копирку. Особенные скудны сведения об его родителях. Указывается лишь, что он родился 20 марта 1834 года в Коврове «в купеческой семье». Архивные изыскания, проведенные при подготовке данного материала, позволили установить предков Алексея Колесова, начиная с третьей четверти столетия. Он принадлежал к одному из древнейших родов коренных жителей села Коврово, которое в 1778 году по указу Екатерины II стало уездным городом. Первым известным предком художника (в восьмом поколении) является ковровский крестьянин Григорий Сергеев (Сергеевич), упоминаемый в писцовой книге 1678 года. Его правнук Иван Никитич (1706-1757) стал родоначальником Колесовых (общий бесфамильный род в середине — столетия разделился на две ветви — Колесовых и Железновых). Сын Ивана Никитича Александр Иванович Колесов, родившийся по одним данным в 1727-м, а по другим — в 1731 году, вскоре после учреждения города Коврова в 1781 году записался в ковровское купечество в 3-ю гильдию и состоял в ней до самой кончины в январе 1804 года. Он был женат на Марфе Семеновне Напалковой, тоже из коренных ковровчан. Его младший сын Алексей Александрович Колесов(1768-1802) тоже состоял в купечестве, но умер раньше отца. А старший сын и дед художника Давыд Александрович Колесов (17611836) уже состоял в ковровском мещанстве.

Отец живописца Михаил Давыдович Колесов родился в 1798 году и тоже был ковровским мещанином. Он состоял в браке с Анной Васильевной Иудиной 1802 года рождения из известной местной фамилии. У них родилось три сына и дочь, причем Алексей являлся самым младшим. В 1843-м отец художника записался в купечество соседнего города Вязники. Таким образом, родившийся в 1834-м будущий художник провел детство в Вязниках. Там он обнаружил способности к рисованию, в котором скоро достиг больших успехов.

Но жизнь в глубокой провинции не могла удовлетворять способного юношу. В 17-летнем возрасте (то есть в 1851 году) против воли родителей и без копейки в кармане Алексей пешком отправился учиться живописи в Москву, где в 1852-м был принят в Художественные классы — предтечу Московского училища живописи и ваяния. Класс, в котором обучался Колесов, оказался поистине звездным. Достаточно сказать, что вместе с сыном вязниковского купца учились Шишкин, Перов, Маковский и Гине — будущие классики отечественной и мировой живописи. Молодые люди подружились и составили свой кружок, где вместе рисовали, читали, спорили об искусстве.

Большое влияние на Алексея Колесова оказал его наставник педагог Художественных классов, профессор живописи Сергей Константинович Зарянко, известный портретист. Он поддержал молодого художника, отдав должное способностям и трудолюбию питомца, и оказал значительное влияние на его последующую судьбу. В дальнейшем именно портрет стал главным жанром для художника Колесова. Кроме того, Зарянко пробудил у ученика интерес к иконописи. Известно, что в начале 1860-х гг. они вместе написали образ Спасителя.

Колесов окончил училище в 1856 году, получив звание «свободного художника по портретной живописи». Его картины неоднократно участвовали в выставках, например, «Кормилица, играющая в карты», «Старик» (дипломная работа) и «Девушка с разбитой вазой», причем не раз отмечались специалистами. А в 1859 году за новые портреты, в том числе профессора Коха, А. М. Колесов был признан «назначенным в академики».

В 1863 году Алексей Колесов вступил в брак с Екатериной Мягковой — дочерью художника и иконописца Тимофея Егоровича Мягкова. Вместе с тестем он расписал Троицкую церковь на Самотеке в Москве, однако уже в 1865-м Мягков скончался.

В 1876 году за ряд новых портретов, в том числе историка С. М. Соловьева, писателей Н. П. Гилярова-Платонова и Н. А. Чаева, Колесов получил от Академии художеств звание классного художника 3-й степени. В это время его другом стал еще один мэтр отечественной живописи А. К. Саврасов, который одно время даже жил в доме Колесовых в Выползовом переулке. Немало знакомых у художника имелось и среди литераторов. Помимо уже упомянутых выше, в гостях у Колесовых не раз бывали А. Н. Островский и Г. И. Успенский.

Начиная с 1880-х гг. Алексей Михайлович переключился на иконописание и стал работать преподавателем в Училище иконописания и ремесел Московского епархиального ведомства, располагавшемся на Большой Ордынке. Впоследствии он стал заведующим этого училища. Известный художник Игорь Грабарь позже так вспоминал о своих посещениях училища иконописания и встречах с Колесовым:

«…После поступления в лицей, зашел туда в одно из воскресений. Это посещение доставило мне огромную радость. Кроме скучных, нисколько меня не интересовавших святых с нимбами — заказных работ для разных приходских церквей, — я увидел в мастерской художника Колесова начатую им небольшую картину, изображавшую крестьянского мальчика с птичьим гнездом в руках. Мне казалось, что голова мальчика, уже оконченная, прямо бесподобна по выражению и жизненности красок, а проложенные только руки были верхом совершенства в смысле мастерства кисти и смелости мазков. Тогда я в этом уже несколько разбирался, и мастерство в живописи, высота техники меня неизменно покоряли.

Насколько я был заворожен этим этюдом, писанным прямо с натуры, с тут же стоявшего мальчика, я заключаю из того, что до сих пор помню, кажется,
каждый мазок на холсте, несмотря на то, что с тех пор прошло свыше пятидесяти лет. Правда, я после того не раз еще ходил к Колесову и часами любовался его этюдом, отчего он еще лучше запомнился».

А. М. Колесов скончался в Москве 25 февраля 1902 года и был похоронен на Лазаревском кладбище. Три своих картины он завещал Румянцевскому музею. От брака с Е. Т. Мягковой (она умерла в 1916-м) у него было шестеро детей, причем трое сыновей также окончили Московское училище живописи и ваяния и тоже стали художниками. Наиболее известен из них Владимир Алексеевич Колесов, чье наследие сегодня представлено в Костромском художественном музее.

К сожалению, работ самого Алексея Колесова сегодня сохранилось немного. Современные искусствоведы насчитали лишь 12 его картин и рисунков, местонахождение которых известно. Они хранятся в Третьяковке (там находится 5 картин) и Государственном историческом музее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в музеях Симферополя, Якутска и Баку. Еще один портрет работы мастера находится у его потомков. Одну из картин Колесова в Москве недавно продали примерно за 250 тысяч рублей.

Судьбу еще девяти известных картин Алексея Колесова пока установить не удается, хотя не исключено, что они со временем еще объявятся. Сегодня историей семейства А. М. Колесова и его творческого наследия занимается москвичка Вера Николаевна Архипова — потомок художника. А для вязниковцев, ковровчан и вообще владимирцев Алексей Михайлович Колесов — талантливый самородок из глубинки, навсегда останется в числе выдающихся земляков, оставивших заметный след в отечественной живописи.

Николай ФРОЛОВ.
НА ФОТО: А. М. Колесов.

Поделиться новостью

Добавить комментарий