Гидроузел бывшего Вязниковского уезда
Среди малоизвестных достопримечательностей нашего края может быть назван сохранившийся деревянный шлюз близ устья реки Тезы при ее впадении в Клязьму. Именно там проходит граница между нынешней Владимирской и Ивановской областями. Прежде это был Вязниковский уезд Владимирской губернии. Теза — река по сравнению с Клязьмой куда более узкая, да и глубины в ней были неравномерными. Для того чтобы обеспечить там судоходство, потребовалось устроить целую систему шлюзов. Их строили из дерева, а пуск воды осуществлялся вручную при помощи рычагов.
Одновременно был спроектирован особенный тип баржи — узкой и длинной, в отличие от широких пузатых волжских барж. Эти специальные баржи получили название тезянок. Для строительства тезянок были устроены верфи в Вязниках, Мстере и Коврове. При помощи тезянок перевозились грузы между Вязниками, Шуей и Ковровом. Для следования в Оку и Волгу грузы, как правило, перегружали на более крупные суда. Деревянный шлюз близ слияния Тезы и Клязьмы стоит там уже 180 лет и является одним из древнейших гидротехнических сооружений в России!
Все началось с посещения Владимирской губернии императором Николаем I в 1834 году. Его Величество узнал о проблемах водного сообщения по Тезе в Вязниковском и Шуйском уездах, где из-за низкого уровня воды и мелей баржи проводить было возможно лишь во время весеннего половодья или в дождливое лето. В 1836 году по личному указу государя на Тезе были возведены пять деревянных шлюзов, из которых пятым по счету и самым крупным являлся тот, что сохранился там до сих пор. Рядом возвели вахтенный домик для дежурной смены матросов шлюза и смотрителя. Всего это строительство обошлось в 120 тысяч рублей серебром — в немалую сумму по тем временам.
Важной частью шлюза была плотина с отверстиями для сброса воды, по верху которой проходил мост. Путем специальных каналов с берегами, укрепленными камнем, вода подводилась к деревянной шлюзовой камере со специальными полами из двойного ряда массивных дубовых бревен на специальных сваях, углубленных в специально насыпанной подушке из щебня и глины. С двух сторон камеры имелись также устроенные из дерева ворота, открываемые специальными рукоятями, действующими по принципу рычага.
Первая навигация, в которой были задействованы тезянские шлюзы, началась летом 1837 года. С тех пор они действовали без перерыва вплоть до 1986 года. Число судов, проходивших там за сезон, доходило до 8000 единиц. Всего же ныне сохранившийся шлюз №5 за его длительную историю миновало более 500 тысяч судов различного типа — тезянок, барок, пароходов и катеров.
Ныне шлюз № 5 на границе Владимирской области едва ли не единственный уцелевший от столь давних времен. Вплоть до 1994 года он находился на балансе Муромского района водных путей государственного предприятия «Канал имени Москвы» Министерства речного флота России. Сейчас шлюз находится в ведении ФГУ «Верхне-Волжсководхоз». Недавно по решению руководства этого предприятия пятый шлюз был отремонтирован. До этого капремонт там проводился в 1976-м.
Работы велись почти героически — трудиться строителям приходилось, как и их предкам, порой по горло в воде, в условиях сильнейшего течения, подчас почти рискуя жизнью. И хотя в отличие от мастеровых позапрошлого столетия в веке XXI в восстановительных работах участвовала и тяжелая техника, по большому счету вновь все зависело от силы духа, крепости рук и профессиональных навыков рабочего человека. Как и в старину, труды шлюзовой команды благословляют местные духовные пастыри. Южский священник (село Южа бывшего Вязниковского уезда ныне стало райцентром Ивановской области) Алексей Лихачев неоднократно бывал на гидроузле, не понаслышке зная его проблемы.
Предполагается, что в недалеком будущем шлюз-ветеран еще послужит для организации уже не грузовых, а пассажирских перевозок по Тезе. Существуют планы организации водных туристических маршрутов из Нижнего Новгорода по Оке в Муром, затем по Клязьме в Гороховец и Вязники, а оттуда в Шую по Тезе. При этом уникальный деревянный шлюз 1 5 сам по себе может стать местом паломничества речных путешественников. Уже сейчас многие лодки и катера специально заходят из Клязьмы в устье Тезы. Их пассажиры хотят своими глазами увидеть не имеющее аналогов речное гидротехническое сооружение.
Техник гидроузла 1 5 (как официально именуется шлюз) Виктор Михайлович Марков радушно принимает каждого гостя. Сейчас, правда, добраться туда непросто. С владимирской стороны дорог нет вообще, с ивановской можно проехать по грунтовой и малодоступной в распутицу колее, если знать правильный путь среди многочисленных развилок в пойме Клязьмы и Тезы.
— Длина шлюзовой камеры у нас 18 метров, — рассказал В.Марков. — Ее ширина — 4,5 метра. Этим значением и определялись размеры всех судов, которые предназначались для захода из Клязьмы в Тезу. Пока здесь ходили лишь деревянные баржи-тезянки, то таких параметров вполне хватало. Но когда в 1907 году ковровский купец Василий Носков выстроил первый специально спроектированный для Тезы пароход, который буксировал баржи вверх и вниз по течению, провод караваны и по Клязьме, то судостроителям пришлось попотеть, дабы уместить все необходимые машины и механизмы в пресловутые 4 с половиной метра по ширине! Это удивительное судно хозяин назвал своим именем. Вслед пароходу «Василий Носков» пришла «Южа», а затем и десятки других. Полтора-два десятка лет назад казалось, что шлюзам на Тезе — конец, но теперь у нас все отремонтировано. В том числе имеется новенький переходной мост на плотине, однако в целом в комплексе сооружений гидроузла сохранилось много первоначальных конструкций, возведенных еще в 1836 году. Вероятно, качество материала, в том числе специально подобранных столетних дубовых бревен, и высокий уровень строителей почти двухвековой давности, и стали причиной того, что сооружения оказались столь долговечны…
Виктор Михайлович по скромности умалчивает, что энтузиастам из числа шлюзовой команды зарплата годами задерживалась по много месяцев. К тому же на пятом шлюзе в течение нескольких лет на рубеже XX-XXI не было электричества, и дежурные пользовались исключительно ручными фонарями и керосиновыми лампами. В таких условиях там остались работать только настоящие энтузиасты.
Шлюз № 5 привлекает внимание любителей экзотики из различных уголков России и даже иностранцев. Чаще всего туда приезжают москвичи и нижегородцы. Территория гидроузла, с вахтенным домиком в стиле классицизма с деревянными колоннами, окружающие его старые липовые аллеи, поразительно напоминает своим видом старинную усадьбу, окруженную парком. Даже в нынешнюю запредельную для наших мест жару там почти не чувствуешь зноя. От речной воды, которая без перерыва низвергается в водопропускные отверстия плотины, образу на равнинной реке рукотворный водопад, веет прохладой. Поэтому место для отдыха там почти идеальное. Кстати, рядом и рыба ловится отлично. Единственное ощутимое неудобство — купание поблизости от шлюза категорически запрещено. Напор воды там такой, что даже самый тренированный пловец не сможет противостоять силе стихии. Неоднократно сверх меры «подогретые» граждане пробовали свои силы в поединке с рекой рядом с плотиной. И каждый раз это кончалось трагедией.
Достопримечательностью пятого шлюза является большая многометровая линейка. Она напоминает обычную школьную, только значительно крупнее. Тамошние сотрудники шут т, что это одна из самых больших деревянных линеек в России. Точнее линеек две — старая, которую укрепили не стенке шлюзовой камеры еще при Николае I, и новая, которой продублировали первую в 1930-х годах.
Не отрываясь смотреть на бег воды на плотине можно часами. Река меняет цвет от голубого на глубине, до темно-зеленого на мелководье искусственного дна, потом, низвергаясь с плотины, вздымает бело-желтую пену, и вырывается на свободу из теснины выложенных камнем и деревом искусственных берегов, вздымая желтоватую пену.
Николай ФРОЛОВ.
На фото: Пароход «Василий Носков», спроектированный для плавания по Тезе.