Фотограф Сергеи Обидин — племянник Доната Обидина
У Сергея Владимировича Обидина, жителя Гороховца, необычное увлечение. Уже несколько десятков лет он собирает старые фотографии этого красивейшего древнерусского города и сам по мере возможностей и сил является настоящим фотолетописцем гороховецкой земли. Наверное, в этом сказались гены — дядя Нестора-фотолетописца Донат Андреевич Обидин был известным историком-краеведом, лучшим во все времена знатоком истории города Вязники. Сам С. Обидин также родом из «песенной столицы России». Но в Гороховце он живет уже четвертый десяток лет, почему и считает «град Пресвятой Богородицы» (именно так в летописях именовали городок в низовье Клязьмы) своей второй родиной.
К увлечению фотографией Сергея приохотил его отец Владимир Обидин — инженер завода «ОСВАР», участник Великой Отечественно войны. Он же подарил сыну свой первый фотоаппарат с символическим названием «Любитель». Эта фотокамера, архаичная на вид, произведенная в 1952-м и являющаяся ровесником гороховецкого фотолетописца, и сегодня остается в рабочем состоянии. Только специальную пленку для фотоаппарата-«ветерана» нынче достать очень непросто.
В прошлом С. Обидин — сотрудник вязниковского ГАИ. Начинал сержантом, потом дослужился до офицерского звания. В качестве госавтоинспектора как раз и был переведен из Вязников в Гороховец. После ухода из «органов» Сергей Владимирович почти 20 лет вел фото- и радиокружки для ребятишек, научив тонкостям фотодела и азам радиолюбительства сотни школьников. Выражаясь спортивным языком, все это время Обидин являлся «играющим тренером», сам не переставая снимать. Сегодня многие немудреные на первый взгляд фотографии уже стали почти уникальными.
Вот, к примеру, старый Гороховец во время особенно сильного весеннего паводка, которые здесь случаются время от времени. Некоторые улицы городка тогда напоминают Венецию — передвигаться по ним возможно только на лодке. Кажется, что тонут, словно подбитые корабли, старинные купеческие особняки и не менее древние храмы. Кстати, старые фото вековой и более давности наглядно подтверждают, что и тогда центр Гороховца изрядно подтапливало.
Хотя пользы от реки для гороховчан все же было больше. По ней велась оживленная торговля, по извилистому фарватеру, шлепая плицами колес, в городок когда-то заходили белые пассажирские пароходы. Не случайно одно из старейших местных промышленных предприятий — судостроительный завод. В коллекции снимков мастера хранятся фотографии позапрошлого века, на которых запечатлен и сам завод, и его умельцы. Сотни пароходов, теплоходов и барж различных типов сошли в воды Клязьмы с гороховецких стапелей. Теперь же завод практически умер…
— В середине 1990-х я снял последнее судно, построенное в Гороховце, но невыкупленное заказчиком и надолго застрявшее у заводской стенки, — вспоминает С.Обидин. — Потом его все-таки куда-то увели вниз по течению. А фотография эта осталась как память о былой славе нашего судостроительного…
Немало любопытного можно увидеть на старых снимках и в плане… городского благоустройства! Например, в старом Гороховце вообще тротуаров как таковых не имелось. Потом они появились, но — деревянные. Что-то наподобие временных переходов, которые нынче устраивают рядом со стройплощадкой, выходящей на оживленную улицу. И уже потом, в советское не то «застойное», не то просто стабильное время и улицы, и дорожки для пешеходов, наконец, закатали в асфальт.
— Качество покрытия тогда было, пожалуй, лучше, чем даже сейчас! — об этом фотограф С. Обидин свидетельствует не только как обладатель обширного фотоархива, но и как бывший ГАИшник.
Впрочем, близость полноводной в нижнем течении Клязьмы способствует тому, что даже мелкий исток, протекающий прямо через центр Гороховца, был способен вызывать нешуточные наводнения, причем прямо зимой — во время оттепели. Из-за ледяных заторов вода накапливалась и заливала центральную часть города. Поэтому скопления снега и льда под мосточками на гороховецких улочках приходилось растапливать при помощи местных коммунальщиков. Сейчас проведены необходимые работы по защите берегов мини-речушки от таких сезонных неприятностей. А снимки, запечатлевшие борьбу с хотя и миниатюрной, но все-таки стихией, остались лишь у С. Обидина…
Бесстрастный фотоглаз зафиксировал и демонстрации ныне уже несуществующих праздников, и кричащую бедность стариков, в пору тотального дефицита пытавшихся вывести с полей с десяток неубранных картофелин. Прежде с этими «расхитителями социалистической собственности» боролись, ловили, штрафовали…
Среди снимков самого Сергея Владимировича в его собрании выделяются фотографии подчас откровенно неумелые, наполовину засвеченные, которые С. Обидин, тем не менее, тоже тщательно хранит. Это учебные «черновики», на которых иногда его воспитанники пытались запечатлеть своего наставника. Такие фото — тоже память, и дело тут вовсе не в качестве и выдерживании всех необходимых параметров.
— Наверное, пора уже выставку провести, — вслух размышляет Сергей Обидин. — Собраны тысячи фотографий, все даже я припоминаю с трудом. Пожалуй, многим будет интересно увидеть родные места в необычном ракурсе, вспомнить былое…
Правда, до проведения этого вернисажа, потенциальные материалы для которого не только заполонили всю квартиру бывшего автоинспектора, но и его гараж, руки пока так и не дошли. Сменивший за свою жизнь множество различных фотоаппаратов (особенно среди них было много «Зенитов»), С. Обидин сегодня продолжает снимать уже современной цифровой фототехникой. Оно и удобнее, и быстрее.
— Но раньше было интереснее! — считает фотограф со стажем. — Теперь качество снимка напрямую зависит от уровня камеры, а прежде многое отдавалось «на откуп» творческим способностям человека. Поэтому иногда мучает ностальгия по прежним приемам съемки и печати. Но специальным принтером для распечатки фотоснимков пользуюсь с удовольствием. Впрочем, говорят, что эти распечатки даже с учетом всей «продвинутости» нынешней оргтехники долго не «живут» — в отличие от черно-белых снимков уже ушедших столетий…
Николай ФРОЛОВ.
На фото: Фотолюбитель С. Обидин со своим ровесником «Любителем», образца 1952 года.