Не нужен нам берег турецкий (продолжение)
В начале XVII столетия, почти 400 лет тому назад, Черноморье уже существовало. Оно обозначено на старых картах Вязниковского уезда, составленных в 1779 году вскоре после образования Владимирской губернии, примерно в 6 километрах юго-западнее Мстеры на речке Таре.
Наше Черноморское побережье издавна входило в состав прихода села Акиншино — вотчины князей Куракиных. Исчезнувшее село Акиншино ныне вновь возродилось, но уже в виде Свято-Казанского Акиншинского скита — подворья мстерского Иоанновского монастыря. Выбеленный, сверкающий новеньким куполом и высоким шпилем выстроенной в архитектурных формах классицизма колокольни храм скита в Акиншине хорошо виден из Черноморья и отделен от деревни лишь небольшой кромкой леса.
О названии деревни рассказывают такую легенду. Будто бы когда-то проезжал там богатый купец с обозом и слугами. Притомился, устал и устроил привал. Как водится, закусил, выпил. И вдруг пришла в голову поддатого Кит Китыча блажь: а вот хочу взять, да и оказаться на берегу Черного моря! Любые деньги плачу! А деревенские сразу нашлись: «За наличные — любой каприз. Сейчас быстренько такой отдых устроим, ваше степенство, что как на Черноморском берегу будет, никак не хуже!»
Отдохнул и погулял тогда купец на славу. Местных девок для его ублажения чуть ли не в наяд обрядили. Зато и не обманул, щедро отсыпал мужикам золота. С тех пор и стали называть их черноморцами, а саму деревню — Черноморьем…
Черноморье расположено посередине большого поля, которое полого спускается к Таре. Всего в деревне насчитывается два десятка домов и несколько дач. Коренного населения среди черноморцев осталось немного. Как и на побережье, собственно, Черного моря, так и на его вязниковском скромном аналоге, преобладают москвичи. Жители столичного региона скупили более половины всех усадеб в Черноморье, сознательно предпочитая его южной экзотике.
— Гимном нашей деревни надо сделать песню из мультфильма про Чебурашку, крокодила Гену и старуху Шапокляк, — шутят «новые черноморцы». — Припоминаете?
Солнце светит ярким светом
Над Москвою и вокруг.
Почему же люди летом
Отправляются на юг?
— Вот мы на юг и не отправляемся. У нас здесь свое Черноморское побережье — лучше любого курорта! Каждое лето — непременно сюда!
У черноморских жителей наблюдается своеобразный патриотизм. Даже дачники, попадая в эти удивительные места, больше всего хотят, чтобы новые отдыхающие там больше не появлялись. Дошло до того, что черноморцы сделали все от них зависящее, дабы на шоссе из Мстеры на федеральную трассу Москва-Нижний Новгород ни в коем случае не появился бы дорожный указатель с надписью «Черноморье». Вот и получается, что хотя от асфальта до Черноморского побережья расстояние всего в пару верст, мало кто знает о подобном курьезе.
Правда, и среди нынешних дачников-москвичей есть люди с местными корнями. Например, Виталий Григорьевич Пресняков, которому уже пошел девятый десяток, родом из Черноморья. Здесь вырос, учился в школе. А уже потом отправился искать лучшей доли в столицу. Теперь же пенсионера в преклонном возрасте неудержимо тянет на свою малую родину. Разве сравнится душная Москва с раздольем Черноморья!
В старину среди черноморцев было немало людей зажиточных. До сих пор в деревне сохранились дома-пятистенки, изукрашенные затейливой резьбой. Рядом со стариной соседствует оригинальная система водоснабжения. Посередине Черноморья вкопаны массивные металлические емкости для воды, которые наполняются из местных родников. А желающим наполнить ведро или напиться остается только покрутить кран — и никакого колодца!
На западном конце деревни начинается то самое Черноморское побережье. Оттуда до петляющей среди лесов и лугов быстрой речушки Тары всего лишь пара сотен метров. По ровной колее можно запросто доехать, но лучше дойти.
Вода в реке кристально прозрачная. На дне видно каждую песчинку, каждую зеленую нитку водорослей. Рядом — прохлада тенистых деревьев и пахнущее медом луговое разнотравье. Нет ни бумажки, ни соринки, ни единой брошенной пластиковой бутылки. Чистота идеальная, словно издержки цивилизации, равно как она сама вообще не существуют.
Вокруг тишина, нарушаемая лишь щебетом птиц и стрекотаньем кузнечиков, и полный абсолютный покой. Тара бесшумно несет свои воды в Клязьму, да в ослепительно голубом небе неспешно ползут легкие дымчатые облака. Наверное, именно таким и должно быть Черноморское побережье по-вязниковски, которое нам, жителям средней полосы, всегда будет ближе и родней любых кричащих красот далекого юга.
Николай ФРОЛОВ.
Начало статьи: здесь.
На фото: Фрагмент карты Вязниковского уезда 1779 года. В центре — Богоявленская слобода (Мстера). В левом нижнем углу — Акиншино и Черноморье.