//   Погода:
Новости

Не нужен нам берег турецкий

Увеличить картинкуВо времена «развитого социализма», когда отдых за границей был доступен лишь избранным, мечтой многих соотечественников являлась поездка на Черноморское побережье, где одним из самых популярных курортов по праву считалась Ялта. Имя этого города в Крыму стало настолько нарицательным, что оно то и дело попадало в романы и кинофильмы. Кто не помнит балбеса Степу Лиходеева из булгаковского «Мастера и Маргариты», гипнозом Воланда непостижимым образом выброшенного из Москвы на прибрежный мол в ту самую Ялту! Или грезы уголовника Косого из кинофильма «Джентльмены удачи» в блистательном исполнении Савелия Крамарова? «Машину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом, и в Ялту!» — весьма близкая к истине пародия на вожделения простого советского человека. Однако для сотен колхозников из восточной части Ковровского и западной части Вязниковского районов чернорморское побережье и вожделенная Ялта были доступны всегда. Причем отправлялись они туда не на самолете или поезде дальнего следования, а запросто — на грузовике. А еще лучше — на тракторе…

Дело в том, что на границе Вязниковского и Ковровского районов в течение примерно 50-ти лет имелась своя Ялта! К знаменитой тезке ее название имело самое прямое отношение. Ялта на старице Клязьме появилась на рубеже 1920-1930-х годов. Тогда в Советском Союзе набирало обороты колхозное движение. Точнее, крестьян по большей части буквально загоняли в колхозы, хотя это было по нутру далеко не всем. Несколько семей крепких мужичков с левобережья Клязьмы из села Рыло и деревни Пустынь Вязниковского уезда, расположенных примерно напротив Мстеры, решили переселиться на противоположный правый берег в лесные дебри. Так потенциальные кулаки наивно пытались избежать тотальной коллективизации. Место для новой деревни они выбрали в самом красивом месте — среди дубрав, рядом с сосновым бором, неподалеку от озера, изобильного рыбой. Со стороны Мстеры и ближайшего села Пантелеево туда не было даже тропинки. Кто-то из новоселов предложил назвать только что устроенное селение Ялтой — в честь далекого черноморского курорта. Скорее всего, этот оригинал бывал в настоящей Ялте.

Так или иначе, примерно 80 лет назад в тогдашнем Вязниковском районе родилась деревня Ялта.

— Домов там стояло немного — около двадцати, — вспоминала жительница села Пантелеева Нина Николаевна Керженцева из числа местных старожилов.
— Зато избушки у них были одна к другой на загляденье — из массивных бревен, срубленные на века. Мужики там подобрались умелые, мастеровые, трезвые и хозяйственные. Любая работа спорилась в их руках. Места вокруг были благодатные. Мы туда на сенокос ходили и за ягодами. Земляника у Ялты росла — видимо-невидимо. Поначалу ялтинцы корчевали пни, расчищали поля в непролазной чащобе. Потом им пришлось-таки организовать свой колхоз. Но чужих на постоянное жительство в Ялту ее обитатели старались не пускать. Жили целыми кланами — Кунгуровы, Володины, Лебедевы, Кафановы…
Супруг Нины Николаевны Борис Николаевич Керженцев, ветеран пантелеевского колхоза «Искра», когда-то молодым механизатором ездил в Ялту на полевые работы и хорошо помнит эту деревню. Проехать туда и можно было только на тракторе. Ялтинцы сознательно хорошую дорогу не строили, рассуждая, что так меньше начальство будет шастать, а, значит, и воли на их век достанется больше. Еще подходящим транспортом для поездок в Ялту был. велосипед! Правда, местами его приходилось вести рядом, а кое-где и нести на себе.

— Школа в Ялте имелась своя, начальная четырехклассная, — рассказал бывший заместитель председателя колхоза «Искра» житель деревни Сельцо Юрий Иванович Керженцев — однофамилец Н.Н.Керженцевой. — Помещалась она в обычном деревенском доме, только более длинном и вместительном. Потом его перевезли в Пантелеево. Он и сегодня в этом селе находится на улице Подгорица — единственный уцелевший дом из Ялты. Природа там впечатляла — первозданная, просто курорт. Одно слово — Ялта!

Кроме школы в Ялте имелись маслозавод, пчельник и единственная торговая точка — продуктовый ларек. В Пантеево и окрестных деревнях ветераны еще хорошо помнят председателей Ялтинского колхоза Николая Васильевича Кафанова и Николая Осиповича Лебедева. Хозяйство было небольшое, но передовое. Колхозников не раз поощряло начальство. Однажды, правда, получился конфуз. Тракториста из Ялты вызвали в район, где наградили в порядке поощрения путевкой в. Ялту! В райисполкоме не учли некоторой двусмысленности момента, а мужичок обиделся, подумав, что над ним решили подшутить:

— Спасибо душевное, только я в Ялте и так каждодневно обретаюсь.

Говорят, что так и отказался ехать на курорт, даже когда все разъяснилось. Мол, зачем так далеко ехать, у нас своя Ялта есть!
Ялта на нашей земле стояла бы и сегодня, но в начале 1960-х годов при Хрущеве тамошний колхоз присоединили к пантелеевскому. Дальнюю деревню объявили «неперспективной». Люди начали оттуда уезжать. К 1970 году в Ялте оставалось только 4 жилых дома, в которых обитало 6 человек. К началу 80-х подались во Мстеру и последние ялтинцы.

Теперь на картах значится лишь урочище Ялта. На месте деревни — заросшее травой поле, местами поросшее молодым березняком. Постепенно история Ялты, просуществовавшей более полувека, забывается. Лишь охотники, рыбаки и особенно «продвинутые» туристы до сих пор нет-нет, да удивят знакомых, небрежно бросив: «Вчера в Ялте был, рыбалка там — класс! Рекомендую».
А приятель воспринимающего как данность возможность побывать в заповедном урочище рыбака-экстремала потом долго соображает: неужели его друг так «поднялся», что запросто одним днем летает в Ялту и обратно?!
А иногда бывают и совсем анекдотичные истории:

— На днях прокатились немного. На черноморском побережье отдыхали. Природа — сказка. Вода чистейшая, накупались вволю. Никакой Турции не надо!
— А добирались-то как?
— Обыкновенно. Компанией на велосипедах отправились — и здоровью польза, и на бензин тратиться не надо.
— Да сколько времени ехали-то? Неделю, месяц?
— Зачем месяц? Одним днем туда-сюда обернулись.

Это вовсе не шутка. Из Вязников, а еще лучше из Мстеры до Черноморского побережья действительно рукой подать. Мстерянам не то, что на велосипеде, туда запросто пешком добраться можно. Побережье то оно Черноморское, только не Черного моря, а. реки Тары, правого притока Клязьмы!

Николай ФРОЛОВ.

Продолжение читайте в следующем номере.

На фото: Сенокос в лугах близ Ялты. 1960-е годы.

Поделиться новостью

Добавить комментарий