Золотая Грива
Напротив Вязников на северной заречной стороне за рекой Клязьмой сравнительно недалеко от города есть селение с почти сказочным названием Золотая Грива. Рядом со старой вязниковской базарной площадью одна из улиц прямиком выводит на шоссе. Город неожиданно кончается, еще чуть-чуть вперед — и вот она — Клязьма! Вязниковская переправа — всего лишь металлический понтонный мост, въезд на который каждого автомобиля сопровождается характерным стуком и лязгом. Во время весенней распутицы или в летнюю засушливую пору у моста стоит пост, ограничивающий движение. Но в остальное время у караульной будки можно видеть разве что умильно виляющих хвостами дворняг, выпрашивающих подачки у путешественников.
Почти сразу за мостом от шоссе уходит вдоль берега узкая тропа, ныряющая в заросли кустарника, перевитого вьюнами. Где-то через километр тропинка уходит через густые заросли лип, калины и шиповника в поле, а дальше среди заводей и небольших озер — настоящего рая для охотников и рыболовов, уже вдалеке видна полуразрушенная церквушка. Это и есть Золотая Грива. Сегодня бытует легенда, что название этого села возникло оттого, что в старину монахи зарыли там клад — бочонок с золотом. Этот баснословный клад много искали, но до сих пор так и не нашли.
Когда-то очень давно в тех местах действительно существовал монастырь — Борисоглебская пустынь, а на месте села стояла небольшая деревенька, принадлежавшая обители. Однако царь Петр I в 1702 году лично повелел отделить деревню от монастыря. Местные крестьяне выстроили отдельную Борисоглебскую церковь — вначале деревянную. Вскоре рядом с первым храмом встал второй — в честь святых Флора и Лавра. Так 200 лет назад появилось село Золотая Грива. Такое название возникло из-за того, что место это несколько возвышенное по сравнению с окрестными полями — «грива». Золотая же — по золотистому цвету сухой травы, за счет которой возвышенность-грива весной и осенью имеет яркий золотистый цвет. А легендарное монастырское золото, скорее всего, тут не причем.
С 1764 г. село Золотая Грива по указу императрицы Екатерины II перешло в ведение Государственной Коллегии экономии. А еще через 14 лет в 1778-м по указу императрицы Екатерины II Вязниковская слобода стала уездным городом в составе новообразованного Владимирского наместничества. Золотая Грива числилась на расстоянии всего лишь 3-х верст от города Вязников. Близость к городу обусловила сравнительную зажиточность крестьян Золотой Гривы. В 1840 году они по инициативе местного священника Степана Павловича Анировского выстроили вместо пришедших в ветхость старых деревянных храмов каменную Борисоглебскую церковь с приделом Флора и Лавра об одной главе с трехъярусной колокольней. Со звонницы хорошо просматривалась панорама Вязников: бывшая слобода, фабрики, внушительный Казанский собор с шатровой колокольней, постройки Благовещенского монастыря с еще одним пятиглавым храмом и шатровой звонницей, а над ними — древнее городище Ярополча и на самой вершине — устремленный ввысь третий шатер колокольни Троицкого храма. В приход Золотой Гривы к 1879 году входило 138 дворов и 1105 обоего пола душ. Сегодня в подобное многолюдство верится с большим трудом!
Самым заслуженным из настоятелей храма в Золотой Гриве был протоиерей Василий Петрович Скороспелов. Сын священника погоста Щуково Суздальского уезда, он родился в 1844 году и в 1871-м закончил полный курс Владимирской духовной семинарии, а в 1887 году был назначен настоятелем храма села Золотая Грива. 14 апреля 1887-го в Золотой Гриве скончался священник Козьма Иванович Соколов, прослуживший там 19 лет с 1858 года. Ему на смену и назначили Скороспелова. Впрочем, Козьма Соколов был не первым батюшкой, похороненным в Золотой Гриве. В 1859 году там скончался священник Яков Иванович Казанский, занимавший там пост настоятеля с 1844-го.
В селе Золотая Грива Василий Скороспелов прослужил почти полвека, пережив множество войн и революционных потрясений. За заслуги по духовному ведомству он был награжден набедренником, скуфьей и саном протоиерея. Там же и скончался в июле 1931-го в 86-летнем возрасте. На могиле отца Василия прихожане установили массивный деревянный крест, который стоит на сельском кладбище до сих пор. А самый последний батюшка из Золотой Гривы Федор Васильевич Радугин, выпускник Владимирской духовной семинарии 1884 года, несколько раз подвергался репрессиям, последний раз был арестован 8 октября 1937 года в 73-летнем возрасте и приговорен к расстрелу. В том же году приговор привели в исполнение. В перестроечные годы отца Федора посмертно реабилитировали…
Сегодня в Золотой Гриве полтора десятка домов, да и то некоторые стоят заколоченные. Едва ли не единственные жители в трудоспособном возрасте — сотрудники местного лесопромышленного предприятия. А проехать в село в течение большей части года можно лишь на тракторе.
Борисоглебскую церковь пробовали разобрать на стройматериал в 1950-е годы. Но старая кладка, сработанная на совесть, не поддалась. Удалось лишь разрушить верхний ярус колокольни, да почти полностью разобрали кирпичную церковную ограду. Однако вокруг закрытого храма по-прежнему существует немаленькое кладбище. Многие золотогривцы и выходцы из соседних, частью уже несуществующих деревень, даже переселившись в город, предпочитают обрести вечный покой на родовом погосте. И сегодня с вершины городища Ярополча за Клязьмой в хороший погожий день можно различить смутно виднеющуюся среди старых берез церковь — ориентир, по которому издали угадывается местонахождение села с удивительным названием — Золотая Грива.
Николай ФРОЛОВ.
На фото: Борисоглебская церковь в Золотой Гриве.
Снимок с сайта: http://static.panoramio.com/photos/large/78822445.jpg
Владимир.
says:А про МУЖИКОВ которые восстанавливают церковь (на свои деньги) и ни кто им не помогает, прихода то не будет….., почему то ни слова……ЖАЛЬ.