//   Погода:
Новости

Легендарный дом Демидовых

Увеличить картинкуВ самом центре Вязников, неподалеку от Благовещенского монастыря, расположен старинный особняк, который коренные горожане знают как «дом Демидовых». Когда-то там находилась резиденция «льняных королей» — однофамильцев знаменитых заводчиков. Подобно тому, как про Невьянскую башню уральских Демидовых рассказывают множество легенд, так и дом Демидовых в Вязниках тоже окружен покровом тайны. Сегодня там размещается вязниковский центр социальной помощи семье и детям, но прежние хозяева, нет-нет, да и напомнят о себе. Недавно во время ремонтных работ в подвале — целом подземном этаже со сводчатыми потолками, длинными узкими коридорами и крутыми каменными лестницами случайно была найдена потайная комната, о существовании которой ранее никто даже не подозревал. И хотя сокровищ в тайнике не обнаружили, легенды о кладах, будто бы спрятанных Демидовыми в подвалах своего дома, в Вязниках рассказывают до сих пор. Не менее упорные слухи ходят и о том, что сокрытые ценности по сей день стерегут тени их прежних владельцев!

РОЖДЕНИЕ ЛЬНЯНОЙ ИМПЕРИИ
История богатства и могущества вязниковских Демидовых уходит своими корнями в XVIII век, когда крепостной крестьянин помещиков Тутолминых из слободы Мстера Федор Петрович Демидов основал первую льнопрядильную мануфактуру. В 1820 году, выкупившись на волю за 100 тысяч рублей (этой суммы тогда бы хватило на покупку целой деревни), он перебрался в Вязники, где на окраине города вскоре построил полотняную фабрику.

После смерти родоначальника фабрикантов Демидовых семейное дело продолжил его сын Василий Федорович Демидов, выгодно женившийся на Евдокии Осиповне Сеньковой — представительнице еще одной богатой фамилии местных фабрикантов, тоже родом из Мстеры. За полвека, в течение которых Демидов-второй развивал свой бизнес, рядом с полотняной выросла льнопрядильная фабрика, причем в конце 1850-х годов оба предприятия уже были механизированы. В Вязниках Демидову принадлежал целый квартал (прежде бывший на краю города, ныне он почти в самом центре), а в целом вместе со своими родственниками Сеньковыми Василий Федорович контролировал большую часть города. В 1870-м к двум прежним В.Демидов прибавил и третью фабрику.

ПОЧЕМУ ОСОБНЯК НЕ СТАЛ СЧАСТЛИВЫМ СЕМЕЙНЫМ ГНЕЗДОМ
В 1882 году сын и наследник второго фабриканта из рода Демидовых Василий Васильевич Демидов унаследовал целую промышленно-торговую империю, которая оценивалась примерно в 5 миллионов рублей — огромную сумму по тем временам. При нем в 1884 году семейная фирма была преобразована в паевое товарищество с основным капиталом в 3 миллиона рублей. Василий Демидов-младший предпринимательской хваткой и удачливостью в делах ничем не уступал отцу и деду. При нем производство выросло еще более против прежнего. Именно Василий Васильевич Демидов и выстроил ныне существующий особняк, надстроив прежде существовавшее там здание. По замыслу преуспевающего промышленника его дом должен был стать крепостью, охраняющей семейный очаг от волнений и тревог растущего города.

Но в семейной жизни купец 1-й гильдии и миллионер оказался глубоко несчастлив. Его супруга Мария Андреевна, урожденная Орехова, не любила мужа, который, в свой черед, по пьяному делу «учил» супругу тяжелыми кулаками. Доведенная до отчаяния женщина потребовала развода и обратилась за помощью к известному московскому адвокату Федору Плевако. Бракоразводный процесс тянулся много лет, но даже златоуст Плевако не смог выиграть это дело. Зато он… влюбился в свою клиентку, и Мария Демидова ответила ему взаимностью. Поженились они лишь после смерти Василия Васильевича Демидова в 1900 году. В последние годы вместо прежнего титула «льняного короля» ехидные вязниковцы все чаще называли Демидова «льняным оленем», намекая на развесистые рога, наставленные фабриканту его женой. Надгробный памятник В.В.Демидова с отбитым распятием до сих пор уцелел на территории Благовещенского монастыря.

ПОСЛЕДНИЙ ВЗЛЕТ
Лидерами нового поколения Демидовых стали братья Александр и Андрей Васильевичи. Они успешно руководили семейными предприятиями, внедряя всевозможные технические новшества. Даже первый в Вязниках автомобиль марки «Форд» появился ни у кого-нибудь, а как раз у Демидовых. Старший из братьев, Александр, помимо предпринимательской жилки обладал еще и задатками политика, избираясь гласным (депутатом) городской думы и уездного земства. Он одним из первых крупных воротил бизнеса во Владимирской губернии понял, что экономический потенциал неплохо реализовать в политический, дабы власти не могли чинить помех развитию демидовских фабрик.

Весной 1906 года Александр Демидов был избран депутатом I Государственной думы от Владимирской губернии. В российском парламенте вязниковский фабрикант представлял партию прогрессистов, лидерами которой были крупные московские промышленники Коновалов, Ефремов и братья Рябушинские — близкие по духу и интересам самому Демидову, который получил образование как раз в первопрестольной. В Думе Александр Васильевич вошел в состав финансовой комиссии, но проработали депутаты первого созыва всего 72 дня. Затем царь Думу распустил, и А.Демидов счел, что впредь не стоит пускать немалые средства на избирательную компанию, ради возможности покрасоваться пару месяцев в Таврическом дворце.

«ЛЬНЯНОЙ КОРОЛЬ-ИЗГНАННИК УМЕР В ПАРИЖЕ
После октябрьского переворота 1917 года демидовские фабрики, особняк и загородная усадьба, а также принадлежавшие семейству миллионеров несколько тысяч десятин земли в Ковровском и Вязниковском уезде были национализированы. Прежние хозяева бежали заграницу. Младший из братьев Андрей Васильевич обосновался в Чехии. Он сумел вывезти часть своих средств, поэтому пользовался немалым влиянием среди русских эмигрантов и даже был избран заместителем председателя Русского торгово-промышленного комитета в Чешской Республике. В 1926 году А.Демидов тяжело заболел и умер в санатории Матлиары в Словакии всего лишь в 48-летнем возрасте.

Его старший брат мануфактур-советник Александр Васильевич Демидов уехал во Францию и проживал в «столице русской эмиграции» — Париже. В отличие от младшего брата бывший парламентарий никакой особенной роли среди русской диаспоры не играл. Последний вязниковский «льняной король» пережил Вторую мировую войну и немецкую оккупацию французской столицы. Скончался Александр Демидов 2 февраля 1947-го на 75 году жизни в Париже. Его могила не сохранилась.

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ДЕМИДОВСКОГО ОСОБНЯКА
Демидовские предприятия в Вязниках стали основой новообразованного льнокомбината, а особняк фабрикантов — профилакторием. В течение длительного времени старое здание эксплуатировалось без капитального ремонта и изрядно обветшало. Облупился фасад, осыпалась лепнина, угрожал падением массивный балкон. В 2001 году «дом Демидовых» был передан государственному учреждению социального обслуживания «Вязниковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росинка». В связи с этим в особняке, наконец, провели масштабные ремонтные работы. Благодаря столь экстренным мерам усадьбу фабрикантов позапрошлого века — редкий памятник истории и архитектуры удалось сохранить в почти первозданном виде.

Некоторые детали интерьера, такие как массивная деревянная лестница, были реконструированы. Многое сохранилось со времен фабрикантов: тяжелые дубовые двери и деревянные панели в танцевальном зале с элементами готики, хоры для музыкантов, роскошная хрустальная люстра (во время ремонта ее случайно уронили, но ни одна подвеска из качественного хрусталя не разбилась), комнатные камины, старые картины на стенах и даже видавшее виды огромное зеркало. Когда в главном зале проходят детские утренники, спектакли или музыкальные вечера — зрелище поистине впечатляющее.

ДОМ С ПРИВИДЕНИЯМИ
Говорят, что в чуть мутноватом от времени старинном зеркале порой видны какие-то призраки. В огромном (его площадь почти 1000 квадратных метров) здании до сих пор много таинственного и непонятного. Часто педагогам доводилось слышать топот многих ног по вестибюлю первого этажа, как если бы пробегала группа детей. Но никто в это время там не бегал, хотя о странном звуковом эффекте в коллективе «Социально-реабилитационного центра» знают многие. Вечерами сторожа передвигаются по коридорам и закоулкам демидовского дома с немалым трепетом. Несколько лет назад специалист по социальной работе во время вечернего дежурства неожиданно увидела в дверях незнакомого бородатого мужчину в темном костюме-тройке, который молча пристально смотрел на нее в упор. Женщина, растерявшись, не могла произнести ни слова. А когда, собравшись с духом, попыталась заговорить с незнакомцем, тот словно растворился в воздухе. К своему удивлению и испугу она узнала у дежурного внизу, что никто из посторонних в дом не заходил. Возможно, это был призрак самого Василия Демидова!

Есть в демидовском особняке и обширные подвалы — целый лабиринт, где даже летом царит ледяной холод. Существует легенда, что где-то в подвале начинался подземный ход, выводящий к собору Благовещенского монастыря. Все тайны подземелья до сих пор не раскрыты.

Впрочем, днем старый особняк, блистающий отделкой и образцовым содержанием, выглядит даже умиротворяюще. Крутые старомодные лестницы и высокие потолки с лепными карнизами, массивные резные панели на стенах, десятки различных помещений, многие из которых интересны сохранившимися деталями старой отделки, делают дом Демидовых похожим на музей, по которому впору передвигаться исключительно в тапочках, разговаривая вполголоса. И, несмотря на рассказы о привидениях и прочую жуть, коллектив Центра очень гордится своим замечательным домом.

Николай ФРОЛОВ.

Поделиться новостью

Добавить комментарий