Подарок от Деда Мороза
Эта история, возможно, является легендарной. Однако ее, хотя и с разными подробностями, доводилось слышать от нескольких людей. Поэтому можно полагать, что в основе данного рассказа лежит истинное происшествие…
Деревенька Старыгино близ поселка Лукново не выделялась среди сотен других в Вязниковском районе. В начале 1970-х годов, как, наверное, и сейчас, ничего особо примечательного там не было. Разве в избах, где ныне обитают по большей части дачники, тогда еще проживало немало семейств колхозников.
У мальчика Вани, который в то время только начал ходить в школу, детство выдалось нелегким. Своего отца он не помнил. Тот бросил семью, когда сын еще был младенцем. В деревне, где ничего не скрыть, поговаривали, что бежавший супруг завербовался на север, куда и уехал с концами. Что такое «завербовался» Ваня не понимал. Но ему с матерью и сестрой — всего лишь парой годов старше, жилось скудно. Мама работала в местном колхозе, но ее зарплаты едва хватало, чтобы обеспечить детей. Приходилось экономить буквально на всем, чтобы покупать новую одежду для школы, книги и хоть какие-то игрушки. При этом на праздники — в дни рождения, на Первомай, в «красный день календаря» 7 ноября и на Новый год мать еще ухитрялась делать подарки сыну и дочке. Не всегда, правда, удавалось подарить именно то, что больше всего хотели дети, но все равно их радости не было предела.
В канун тех новогодних праздников, о которых шла речь, Ваня больше всего хотел получить в подарок от Деда Мороза новенькие лыжи — с палками и ботинками — точно такие же, как у одноклассника Мишки. Мишин папа работал в соседнем поселке на фабрике шофером, калымил, по возможности, круглый год, а своего сынка содержал на зависть всем сверстникам.
В Деда Мороза Ваня верил, тем более что родного дедушки у него никогда не было. Обычно накануне Нового года он писал письмо, где просил седобородого старика в красивой шубе и с серебряным посохом — так он представлял адресата по праздничным открыткам — об очередном подарке. Письмо мальчик клал под наряженную накануне новогоднюю елку и с нетерпением ждал утра, чтобы найти под пахучими ветками заветный сюрприз. Вообще-то ему очень хотелось встретить дедушку и поговорить с ним, но тот все время запаздывал и приходил лишь глубокой ночью, когда Ваня, сколько бы ни крепился, уже засыпал.
Но в этот раз солнечным январским утром мальчик нашел под елкой вместо лыж лишь пакет с мандаринами и конфетами. Вкусным вещам Ваня, конечно, был рад, но лыжи дедушка не принес. За две недели до Нового года у сестры порвались зимние ботинки, и пришлось срочно покупать новые. Но младший брат, конечно же, покупку обуви и отсутствие лыж не связывал. Он сильно досадовал на Деда Мороза и жалел, что опять-таки проспал его приход.
— Если бы мне удалось повидать дедушку, я бы ему объяснил, что без лыж никак нельзя, и он бы обязательно помог, — так объяснял мальчик маме, не замечая еле сдерживаемые слезы в ее глазах. Но, она, конечно, лишь поддакивала сыну:
— В следующий раз Дедушка Мороз непременно подарит тебе лыжи!
Ваня пошел гулять. Тихий день с легким морозцем посеребрил сосны недалекого леса. Мальчик сам не заметил, как забрел по дороге в сторону соседнего села Нагуе-во почти до самого перелеска. Он любил ходить в село. Там возносила купола в небо стройная бело-желтая церковь. В школе учили, что Бога нет, но Ваня знал, что мама тайком крестится на старую доску, которую вынимает из шкафа. На темной доске был нарисован старик в странной одежде, чем-то похожий на Деда Мороза. Наверное, это и есть Бог.
В церковь Ваня заходил лишь два раза — водить детей туда считалось крайне предосудительным. В храме мальчику запомнилось необычное пение, сладковатый запах, множество свечек и непонятные предметы, блестевшие в сизоватом полумраке. Топая старенькими, но тщательно подшитыми валенками по заснеженной дороге, Ваня вдруг увидел впереди черную легковую машину. Натужно гудя мощным мотором, она медленно ползла по снежной колее, тяжело переваливаясь на ухабах. Даже председатель колхоза на такой машине не ездил. Эта была куда больше и красивее. Мальчик посторонился на обочину и во все глаза смотрел на невиданную технику.
Автомобиль, поравнявшись с ним, вдруг остановился. Дверца открылась, и из машины вышел пожилой человек. Дедушка был в богатой шубе, из-под которой виднелась какая-то чудная яркая одежда и блестящая золотая цепь. Голову старика венчала красивая шапка из дорогого меха, а в руках он держал серебряный с золотом посох. И хотя борода у дедушки была не столь белая и длинная, как на открытках, Ваня сразу узнал его.
— Ты Дед Мороз!? — полувопросительно сказал он. — Можно сказать и так, — улыбнулся в бородку дедушка.
— А я Ваня. Ваня из Старыгино. Я давно хотел тебя увидеть, но все время засыпал до твоего прихода.
— Как живешь, Ваня? — спросил Дед Мороз. Голос у него был удивительно добрый, и мальчик сразу почувствовал необъяснимое доверие к этому старичку.
— Хорошо живу. Только почему ты мне лыжи не подарил? Я же тебя так просил. Мне за Мишкой на старых никак не угнаться. Они у него на ботинках. И палки бамбуковые — легкие.
— Что же тебе папка лыжи не справит?
— А у нас папки нет, мы с мамой и Зинкой вдвоем живем!
— Зина — это сестра?
— Старшая, она всего на два года старше, а задается, будто совсем большая!
— Ты прости меня, Ваня. Нет у меня сейчас лыж. Но я тебе их обязательно подарю.
— Через год?
— Да нет, еще в этом январе.
— Честное слово? — при всем доверии Ваня несколько смутился столь обнадеживающему обещанию.
— Честное Дед-Морозовское!
Через пять минут сверкающий черный автомобиль скрылся за перелеском на противоположном конце поля, оставив на дороге четкий след своих шин. А Ваня со всех ног побежал домой.
— Мама, мама, я Деда Мороза в лесу встретил! — с радостным криком ворвался он в дом. — Он мне лыжи обещал подарить. Совсем скоро — уже в этом январе. И шоколадку дал, — протянул он плитку «Люкса». Только он не такой, как на открытке, а больше на дедушку с твоей доски похож.
— Раз обещал — подарит, — погладила мама Ваню по голове. А сама подумала: «Наверное, какой-то добрый человек пожалел ребенка, да и немного подшутил над ним».
…Послезавтра утром на крыльце дома, где жил Ваня, стояли новенькие красные лыжи. К ним были приложены лакированные бамбуковые палки, а в спортивные крепления вставлены пахнущие кожей ботинки. Все это великолепие перевязывала алая лента с бантом, а под ней белела новогодняя открытка с надписью: «Ване из Ста-рыгино от Деда Мороза к Рождеству». Долго еще потом говорили в деревне об этом происшествии. Восторгу самого Вани не было границ. В первый же день он обновил подарок, на третий — запросто обставил Мишку на лыжне.
А в это время по улицам далекого областного города Владимира важно катил большой черный автомобиль. Если бы Ваня мог его увидеть, он непременно бы узнал машину Деда Мороза. На заднем сиденье представительского «ЗиМа» архиепископ Владимирский и Суздальский Николай, облаченный в тяжелую длиннополую шубу, и с массивным посохом, который придерживал келейник, возвращался со службы из кафедрального Успенского собора. Машина остановилась на светофоре. Дорогу переходили школьники с лыжами, спешащие в сторону соседнего парка. Уставший владыка машинально посмотрел на них через стекло. И, вдруг отвлекшись от насущных дум, почему-то заулыбался. В этот момент он точно стал чем-то неуловимо похож на Деда Мороза. Вот только борода у него была и впрямь немного коротковата.
Николай ФРОЛОВ.
НА ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Архиепископ Николай (Кутепов). С портрета А.Шилова.