Качественной литературе не страшны ни кризисы, ни девальвация
Вместе с календарным годом подходит к концу и Год литературы. Впрочем, для истинных ценителей чтения Год литературы длится не каких-то 365 дней, а всю жизнь. Именно так считает книжник Николай Мосалов. Зная о литературе если не всё, то очень многое, он с удовольствием согласился поделиться с читателями «Районки» итогами «литературного» года по-вязниковски.
— Николай Алексеевич, почему Вы решили связать свою жизнь с книгами?
— Это, что называется, семейное. У меня прадеды были книжниками. Бабушка работала книгоношей в пятидесятые годы прошлого века. Мы жили в деревне Тураково Гороховецкого района. Вот бабушка и носила жителям книги из библиотеки, расположенной в соседней деревне Денисово. Так и началось моё знакомство с литературой.
А первой серьёзной книгой, которую я открыл, был роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Было мне тогда лет семь. Конечно, осилил не больше страницы. Но воспоминания остались на всю жизнь.
Только мы начали разговор с Николаем Алексеевичем, как в его «Книжную лавку» вошел семиклассник. Помявшись у прилавка, он спросил: «А нет ли у Вас «Большой книги ужасов»?» К сожалению, таковой не нашлось. Были, да разобрали все… Взамен книготорговец предложил молодому человеку несколько произведений в жанре фэнтези: о путешествиях во времени, легендах, сказках. Юноша обещал подумать.
— Хм, так вот чего предпоЧИТАЕТ современная молодёжь. Ужасы?
— Я её стараюсь отучать от таких книг. У меня молодёжь начинает читать классику. И в этом году порадовало, что всё больше детей увлекаются именно классической литературой. Даже той, которая не числится школьной программе… Была интересная история — пришла девчушка, которая тоже искала какую-то белиберду. А я ей предложил почитать классику. Она поморщилась, но мы договорились, что если не понравится, то она принесёт книгу назад. Дал ей «Приваловские миллионы» Д.Н.Мамина-Сибиряка. Книгу девушка вернула, правда, прочитанной от корки до корки. С того дня она берёт у меня только классику.
Или другой случай. Зашла как-то ко мне группа молодых людей-старшеклассников. Увидели книги по рублю. Ну и купили на мелочь в кармане три книги. Через несколько дней один из покупателей вернулся, мол, никогда не думал, что книги о Великой отечественной войне такие интересные. Теперь он учится в Нижнем Новгороде на историческом факультете.
— Сейчас некоторые родители заставляют детей читать из-под палки. Мол «ни дня без строчки» и точка. Правильно ли это?
— Почивать, как известно, велено, а неволить — грех. Детям нужно прививать любовь к литературе, но не силой. Это должно прийти само. Старшего сына мы заставляли читать, но по настоящему полюбил книгу он только классе в пятом. А вот дочь, наоборот, сама взяла книгу в руки и классе в шестом уже принялась за «Войну и мир».
— Как 2015 год, объявленный Годом литературы, отразился на вашей «Книжной лавке»?
— По большому счёту никак. Очень мало было соответствующей рекламы. Да и, судя по федеральным каналам, писателей, отмеченных в рамках Года литературы, сложно русскими-то назвать. И дело не в их национальной принадлежности, а в творчестве. Взять хотя бы Виктора Ерофеева. В романе «Русская красавица» есть эпизод, где девушка идёт по улице и слышит, что её называют женщиной лёгкого поведения. И она этому рада. значит красивая, значит желанная. Да никогда русская женщина не польстится на такие слова. Это уже маразм какой-то.
— Что сейчас из литературы чаще всего приобретают вязниковцы?
— Достоевского, Булгакова. Многие выбирают литературу с тяжелыми философскими сюжетами как, скажем, у Ремарка. Неувядающим интересом пользуется Рей Брэдбери.
— А как же современные донцовы и васильевы?
— У меня их покупают очень редко. В основном в дорогу: прочитать и забыть.
— А посоветуйте что-нибудь почитать из новогоднего, пусть даже детского?
— Ух, сложная задача. Хотя из современного мне понравилось «Домовята встречают Новый год». Автор Дмитрий Емец. Очень хорошо написана. При этом я уже давно подметил, что самые хорошие, качественные книги меньше всего рекламируют. Вот вы слышали о Татьяне Крюковой? Нет. А ведь это очень талантливый молодой автор из Санкт-Петербурга. Она продолжает традиции литературы, заложенные ещё Носовым и Драгунским. Пишет о доброте и никаких вам «Больших книг ужасов».
— Сильно ли подорожали книги в этом году?
— Рост цен заметен. Однако у нас в «Книжной лавке» можно найти книгу по любой цене. Ведь не обязательно же покупать новое издание. Есть комиссионные книги по цене от 1 рубля. Они даже в чём-то лучше «свежих», у них уже есть своя история, даже страницы шелестят по-другому.
— К вам часто приносят книги на комиссию?
— Да. Кому-то нужны деньги, а кто-то просто хочет избавиться от ненужной, по его мнению, «макулатуры». Вот недавно принесли дореволюционную книжечку о том, как варить мыло. Сам прочитал с удовольствием. Также принесли книгу 1982 года «Как быть красивой». Тоже весьма интересный экземпляр, содержащий в основном народные рецепты на натуральных компонентах.
— На дворе эра цифровых технологий. Не задавят ли электронные книги бумажные аналоги?
— Не думаю. Некоторые люди отказываются от электронных книг. Во-первых, это вредно для глаз. Во-вторых, не то ощущение при чтении. Ведь очень важно взять в руки «живую» книгу, полистать страницы, её можно прижать к себе. Печатная книга для читателей становится вторым другом.
— Что бы Вы пожелали вязниковцам в наступающем году?
— Читать, читать и ещё раз читать! Времена меняются, а качественная литература остаётся и не подвержена никаким девальвациям и кризисам.
Подготовил Герман ДОЛМАТОВ.