Ми-2 как память и новая точка отсчета
Завтра, 11 декабря, в м-не Толмачёво состоится торжественное открытие памятника лётчикам-авиаторам.
Вертолёт МИ-2 на постаменте буквально с первого же дня установки вызвал волну споров среди жителей. Кому-то композиция очень понравилась, другие озвучивали сомнения по тому или иному поводу.
Интересное мнение в своём письме в редакцию высказал инженер-конструктор, один из авторов памятника, долгое время проработавший в вязниковском аэроклубе, Вячеслав Сергеевич Рыбаков. Вот что он написал «Районке»: «В жизни города Вязники произошло поистине эпохальное событие — в микрорайоне Толмачево, наконец-то, установлен памятник авиаторам — вертолет Ми-2 .
Установленный на постамент высотой пять метров вертолёт словно замер на взлете в режиме «висения». Именно в таком виде авиатехник провожает свою машину в полёт.
Памятник словно открывает горожанам дверь в историю вязниковской авиации. В пятидесятые годы прошлого столетия на базе местного учебного авиационного центра ДОСААФ были исключительно самолеты. На стоянке около ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть) находились: серебристые МИГ — 15, МИГ — 17, учебные ЯК — 18, ЛА-5, ЯК — 12, транспортный американский Дуглас ДС -2, который летал в Москву с посадкой на Тушинском аэродроме или Московском авиаремонтном заводе ДОСААФ (МАРЗе).
На самолетах ЯК -12 мы, воспитанники аэроклуба, совершали парашютные прыжки около деревни Паустово. В районе Селищ даже проводились выставки авиатехники.
В семидесятые годы вязниковский авиацентр переходит на вертолёты МИ-1 трехместные и спарки — с двойным управлением. Однажды зимой после выполнения регламентных работ в ТЭЧ я обратился к начальнику авиацентра с просьбой взять меня в полет. Так я впервые совершил полёт на вертолёте: смотрю вперед — передо мной земля расширяется, и с высоты 600 метров стал виден поселок Мстера… Страха нет, только восторг!
Позднее в нашем центре произошла замена летного парка на более тяжелые переданные из частей ВВС вертолеты МИ-4 с поршневыми двигателями АШ-82В мощностью 1000 л.с. Мне посчастливилось работать с этими машинами в качестве техника по ремонту радиостанций Р-800, радиокомпасов АРК-5, радиовысотомеров РВ-2.
После МИ-4 авиацентр получает новые доставленные в Вязники по железной дороге из Польши вертолеты МИ-2. По тем временам для нас они были последним словом техники.
Но наступили лихие девяностые… Система центров ДОСААФ первой попала под уничтожающий нож. По приказу центрального комитета общества с вертолётов были демонтированы авиадвигатели.
К счастью, в настоящее время авиапромышленность в России начинает потихоньку восстанавливаться. Есть надежды и на возрождение аэроклуба в Вязниках. Наступающий 2016 год будет годом регистрации в Федеральном агентстве Росавиации вязниковского АВИАСПОРТКЛУБА в мкр. Толмачево. Его создателем выступит Николай Иванович Цуканов.
Хочется верить, что этот шаг в обозримом будущем приведёт и к возрождению учебного авиационного центра ДОСААФ. Правда, для этого одной инициативы мало. Необходимо решение Правительства РФ и Министерства обороны.
С уважением, Вячеслав РЫБАКОВ».
От «Районки»: Вязниковский аэроклуб был важной вехой в истории не только нашего района, но и всей страны. Как видно из письма Вячеслава Сергеевича, воспитанники клуба в разные годы выходили в небо на разных машинах. Однако именно вертолёт МИ-2, как нам кажется, является мостиком от прошлого в будущее авиации в Вязниках. По крайней мере, очень хочется в это верить. Не случайно данная модель является любимой у почётного гражданина города, заслуженного мастера спорта, тренера сборной России по вертолётному спорту Николая Родионова. Еще один довод в пользу памятника — это то, что он, без преувеличения, преобразил м-он Толмачёво в лучшую сторону. Главное теперь сохранить монумент в должном виде.
На фото сотрудник вязниковского аэроклуба В.Рыбаков.