Первый глава Ковровского уезда был вязниковцем!
Кому не знаком бывший уездный предводитель дворянства Ипполит Матвеевич Воробьянинов — персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», человек жалкий, мелочный, корыстный, развратный, алчный и готовый на преступление, образ колоритный и… совершенно неправдоподобный! Это был заказ тогдашней большевистской власти по дискредитации носителя предводительской должности, который писатели-соавторы выполнили достаточно талантливо. Но настоящие предводители были похожи на Воробьянинова примерно так же, как карикатурные буржуи на прежних заводчиков и финансистов Российской империи, в кратчайшее время создавших мощную промышленность и экономическую базу прежде в основном лишь аграрной страны…
После учреждения Владимирской губернии в 1778 году началась подготовка к избранию органов сословного управления. Высшими выборными должностями тогда являлись предводительские. Дворяне избирали своего губернского главу, который должен был руководить «региональным» дворянским собранием. В уездах, аналогах нынешних районов, представители господствующего сословия выбирали уездных предводителей.
Предводитель в уезде считался высшим должностным лицом, оказывая влияние на все стороны жизни подведомственной территории. Губернский предводитель считался вторым лицом в губернии после губернатора, причем имел право непосредственного выхода на государыню императрицу — главу государства.
Избирались в предводители сроком на 3 года исключительно дворяне, имеющие офицерский или равный ему чин, а также определенный имущественный ценз (владельцы не менее 100 душ крестьян). Голосовали только «благородные» господа путем опускания в специальный ящик (подобие нынешней урны) заготовленные шары. Белый шар означал голос «за», черный — «против». В случае не избрания кандидата говорили, что его, мол, «прокатили на вороных». Уездные предводители утверждались губернатором, а кандидатура губернского предводителя — именным императорским указом. Предводителя тогда часто попросту называли «хозяином уезда».
Любопытно, что занимавшему в уезде высший пост чиновнику жалованья не платили. Служить ему полагалось «из чести». Будучи обычно богатыми и очень богатыми людьми, принципиально отказывавшиеся получать доход от своей должности, предводители взяток не брали никогда!
Первым в истории ковровским предводителем дворянства стал отставной армейский поручик 35-летний Василий Семенович Секерин, помещик средней руки и владелец двухсот с небольшим ревизских душ (так в ту пору именовали крепостных крестьян мужского пола — основных работников на селе). Его имение находилось в сельце Травино и в сельце Никольское прихода села Хотимль. Но если Хотимль значился в Ковровском уезде, то Травино и Никольское оказались в уезде Вязниковском. Тем не менее, поскольку приход формально считался ковровским, то Секерин, будучи вязниковским жителем и помещиком, баллотировался на пост не вязниковского уездного предводителя, а ковровского!
Секерины — старинный дворянский род, известный с XVI века. Род Секериных был внесен в VI часть дворянской родословной книги Владимирской губернии в 1800 году. Сам В. С. Секерин являлся потомственным защитником отечества. Его предок Тихон Секерин служил городовым дворянином (офицером) в суздальской крепости еще при сыне Ивана Грозного царе Федоре Ивановиче, а потом и при Борисе Годунове и в 1614 году был «для старости и увечья от службы отставлен».
Сын Тихона Ивановича Андрей Тихонович Секерин упоминается в числе суздальских городовых дворян в 1620-е годы. Представитель следующего поколения Секериных Василий Андреевич Секерин при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче служил стряпчим при московском дворе. Сын В. А. Секерина, дед и тезка первого ковровского предводителя Василий Васильевич Секерин в молодости состоял стольником при дворе царицы Прасковьи Федоровны, супруги царя Ивана V Алексеевича, а потом при Петре I служил в армии, участвовал в Северной войне со шведами и достиг чина капитана. Ему принадлежало сельцо Травино Стародубо-Ряполовского стана Суздальского уезда, которое в 1778 году было перечислено в новообразованный Вязниковский уезд.
Отец В. С. Секерина Семен Васильевич тоже был офицером. Он проходил службу в Брянском драгунском полку, где в царствование императрицы Елизаветы Петровны к 1746 году состоял в чине капитана, а потом дослужился до подполковника. Скончался он между 1762 и 1766 годами.
Василий Семенович Секерин родился в 1743 году и по обычаю того времени с молодых лет был записан отцом в армию. Однако в отличие от родителя, получившего штаб-офицерский чин, Василий Секерин к 23-летнему возрасту был лишь капралом гвардии, но так как гвардейские чины тогда были на два выше армейских, то из гвардии сержантов он был произведен сразу в поручики армии, после чего в начале 1770-х гг. вышел в отставку.
В качестве ковровского предводителя Секерин участвовал в организации деятельности уездных учреждений, в частности дворянской опеки, уездного и нижнего земского судов. Он также организовывал первые дворянские уездные балы, проходившие не в Коврове из-за отсутствия подходящего здания, а в усадьбах местных помещиков, в том числе и в известном ныне селе Маринино, принадлежавшим семье Танеевых.
За В. С. Секериным состояло 140 душ крепостных крестьян в сельце Никольское и сельце Травино Вязниковского уезда (1795). Он также был помещиком Переславского уезда Владимирской губернии, Калужской и Саратовской губерний.
Василий Семенович, умерший в конце 1790-х гг., был женат на дворянской дочери Лукерье Петровне Апухтиной (из того же рода, что и известный поэт Алексей Апухтин), которая скончалась на 10 лет раньше супруга. От этого брака Василий Семенович Секерин имел сына Семена и двух дочерей. Старшей была Агриппина Васильевна, родившаяся в 1770 году, а младшей — Анна Васильевна Секерина, появившаяся на свет в 1779-м, которая 29 октября 1794 года венчалась в селе Хотимль Ковровского уезда с 27-летним сержантом лейб-гвардии Преображенского полка Евграфом Александровичем Кишкиным (позже — отставной прапорщик), помещиком сельца Хмельники Вязниковского уезда.
Продолжатель этой ветви рода Секериных Семен Васильевич Секерин, родившийся в 1773 году, детство провел в имении отца в сельце Никольском Вязниковского уезда. К 1810 году он имел чин армейского прапорщика, а в 1816-м служил городничим в городе Спасске Тамбовской губернии в чине XII класса (поручика). К 1827 году С.В. Секерин имел чин титулярного советника (капитана), за ним состояло 128 душ в сельце Травино и в сельце Никольское Вязниковского уезда. Семен Васильевич был женат на Марии Тимофеевне Полатовой.
У Семена Васильевича-младшего Секерина известны сын Василий и четыре дочери: Аграфена Семеновна, вышедшая замуж за майора Редькина; Анна Семеновна, Александра Семеновна и Агриппина Семеновна (родилась 18 сентября 1806 года в сельце Никольское Вязниковского уезда).
Наконец, внук и полный тезка первого ковровского уездного предводителя дворянства Василий Семенович Секерин, родившийся в 1817 году, служил в Замосском егерском полку 5-го пехотного корпуса в 1832-1837 гг. и был отставлен коллежским регистратором (прапорщиком), а позже имел чин губернского секретаря. Во время Крымской войны в 1855-1856 гг. он в чине подпоручика командовал 3-й ротой дружины № 127 Владимирского ополчения, за службу в котором был награжден орденом св. Станислава III степени. За В. С. Секе-риным-младшим состояло 115 душ в Вязниковском уезде. Он состоял в браке с Еленой Ивановной Кашинцевой, дочерью вязниковского городничего лейб-гвардии штабс-капитана Ивана Сергеевича Кашинцева.
Потомки от этого брака неизвестны. Не исключено, что на внуке ветвь Секериных от первого ковровского предводителя в мужском поколении пресеклось. Что же касается потомков Секериных из Владимирской губернии в целом, то ныне они живут во Франции, куда эмигрировали после революции 1917 года.
Николай ФРОЛОВ.
НА ФОТО: Штабс-ротмистр Флегонт Секерин — кузен Василия Семеновича Секерина-младшего, и его сослуживец по Ковровской дружине ополчения Крымской войны, где он тоже служил командиром роты. Фото 1860 года.