Авантюрный роман из жизни семейства командира вязниковского полка
В начале Отечественной войны 1812 года было сформировано Владимирское ополчение из шести пеших казачьих полков, ратники в которые набирались из крестьян и мещан, а офицеры — из дворян-отставников и чиновников. В Вязниковском уезде формировался 3-й пеший казачий полк ополчения, командиром которого стал местный помещик действительный статский советник (чин, равный генерал-майору) Павел Петрович Зубов. Однако в отличие от других генералов 1812 года Зубов не попал ни в словари, ни в посвященную «Великому году России» фундаментальную энциклопедию. Достаточно долгое время оставалось неясно, почему так получилось. По недосмотру историков или же вследствие того, что о судьбе комполка Зубова не сохранилось никаких сведений? Но ответы на эти вопросы оказались весьма неожиданными: информации о Зубове и его сыне Платоне, который также служил во Владимирском ополчении, нашлось предостаточно, но оказалось, что при жизни они числились не среди героев, а в разряде… уголовных преступников!
Зубовы относились к древнему российскому дворянству. Наиболее известным представителем данного рода был фаворит Екатерины II кавалергардский офицер Платон Александрович Зубов, получивший от императрицы титул светлейшего князя. Кстати, отец любимца всесильной государыни Александр Николаевич Зубов — первый предводитель (глава) Владимирского уезда с 1778 года, был пожалован графским титулом. От его сыновей и пошли графы Зубовы (князь Зубов оказался бездетным), породнившиеся со многими знаменитыми фамилиями, в том числе и с легендарным полководцем Суворовым.
Командир 3-го полка Владимирского ополчения Павел Зубов принадлежал к старшей ветви того же рода. Его отец приходился троюродным братом первому графу Зубову. В честь фаворита он и назвал своего сына, родившегося в 1796 году, Платоном. Павел Петрович Зубов более 30 лет посвятил военной службе, и в конце 1800-х годов перешел из военного ведомства в «статское» — на гражданскую службу, будучи переименован из генералов в действительные статские советники.
Под началом генерала Зубова 3-й вязниковский полк нес караулы на границах губернии, охраняя ее от французских отрядов. Затем владимирские ополченцы участвовали в освобождении Москвы и в наведении порядка в сильно пострадавшей от пожаров первопрестольной. Добровольцем в этот полк поступил сын генерала Зубова Платон Павлович. Вначале молодой человек служил урядником — сержантом, и лишь потом за отличие получил первый офицерский чин прапорщика. Вместе с отцом он был награжден за службу в ополчении двумя медалями.
Но несколько лет спустя, семья Зубовых — ополченцев Отечественной войны, изрядно растратив свое состояние, занялась криминальным бизнесом. Отец и сын Зубовы занимались подделкой ломбардных билетов, которые оставляли в залог или использовали в качестве эквивалента денег при расчетах. Эпопея с фальшивыми билетами продолжалась целых 4 года — с 1824 по 1828-й. А потом Зубовых накрыла полиция. Уголовный суд определил: Зубова-старшего лишить генеральского звания, орденов и навечно сослать в Тобольск.
Платона же Зубова, как непосредственно занимавшегося подделками, лишили не только офицерского чина, но еще и дворянства. Император Николай I повелел определить Зубова-младшего рядовым в 40-й Егерский полк. В том же 1828-м рядовой Зубов вместе со своей частью принял участие в сражениях русско-персидской войны. За храбрость и мужество, проявленные при взятии крепости Карс, Платон Зубов был произведен в унтер-офицеры. Затем он добился перевода в Сибирский линейный батальон в Тобольск — для того, чтобы находиться рядом с отцом. Вскоре Зубов-старший умер, а младшего царь простил, вернув ему офицерский чин, дворянское достоинство и дозволив уйти в отставку. Некоторое время Платон Зубов жил на Кавказе, а потом поселился в Москве.
Там он неожиданно для всех, знавших его, активно занялся… литературным творчеством! Историко-приключенческие романы Зубова имели длинные, по моде того времени, заголовки. Например, «Карабахский астролог, или Основание крепости Шуши в 1752 году», «Прекрасная грузинка, или Нашествие Аги Магмет Хана на Тифлис в 1795 году», «Талисман, или Кавказ в последние годы царствования императрицы Екатерины II». Наряду с романами, Зубов писал и своего рода путеводители по экзотическим окраинам России. Такие его издания, как «Шесть писем о Грузии и Кавказе, писанные в 1833 году» или, скажем, «Картина Кавказского края… » пользовались успехом у читателей. Еще одним жанром, в котором Платон Павлович проявил удивительную плодовитость, стали военно-патриотические хроники. «Подвиги русских воинов в странах кавказских», «Подвиги русских на Кавказе…», «Персидская война в царствование императора Николая I» — этими книгами зачитывалось все светское общество. Кстати, сочинение Зубова об истории русско-персидской войны получило и высокую оценку литературной критики. Даже строгий Виссарион Белинский, хотя и отметил ряд недостатков этого труда, в итоге констатировал: «читается с большим удовольствием».
Однако, уже получив поистине всероссийскую известность в качестве литератора, Платон Зубов остался верен себе, продолжая пускаться в различные сомнительные авантюры. Он завалил Петербург различными «прожектами» (в том числе по борьбе с голодом), а закончил тем, что основал «товарищество для транспортировки между столицами» — первое частное трансагентство и даже сконструировал. паровоз собственной конструкции! Но при этом Платон Павлович умудрился занять денег для строительства паровоза по подложным векселям и для пущей солидности выдавал себя за коллежского асессора, каковым на самом деле не являлся.
В 1844 году Зубов был арестован полицией и определен в морские арестантские роты, а в 1846-м — рядовым матросом во 2-й Ластовый (береговой) экипаж. Там этот необычный матрос занялся. сочинением стихов! Неудивительно, что его очередная книга оказалась лирическим сборником, который, впрочем, публика приняла достаточно прохладно. Правда, матрос-поэт вновь привлек внимание двора, и, поддавшись на просьбы растроганных дам, император в очередной раз простил Зубова, освободив от принудительной службы «по уважению его хорошего поведения и усердия в службе и по болезненному состоянию».
Во время Крымской войны 1853-1856 годов Зубов развернул активную пропагандистскую деятельность. Он сочинил и издал множество агитационных патриотических стихов и песен, в которых проводил параллели между боевыми действиями в Крыму и сражениями 1812 года. Название одной из книг П.Зубова «Тень певца во стане русских воинов над святынею Севастополя», изданной 155 лет назад, варьировало заголовок прославленного стихотворения В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов». Правда, все эти сочинения интеллигенция раскритиковала за лубочный стиль и псевдонародный язык. Тем не менее, в армейских и правительственных кругах подобная деятельность Платона Павловича встретила ощутимое одобрение.
Казалось бы, в 60 лет бывший офицер владимирского ополчения обрел, наконец, уважение современников и стал вести респектабельный образ жизни. Но, не зря прозванный «Русским Рокамболем» по аналогии с героем цикла авантюрных уголовных романов французского писателя Понсона дю Террайля, Зубов вновь всех удивил. В 1857 году полиция обвинила его в подделке билетов Московской сохранной казны. Опасаясь очередного ареста, уже, будучи на седьмом десятке, экс-казак, егерь и матрос перешел на нелегальное положение и скрылся, причем, несмотря на все старания, полицейские агенты так и не смогли напасть на его след. Дальнейшая судьба Платона Зубова покрыта покровом тайны. По одной из версий он сумел по поддельному паспорту покинуть отечество и остаток дней провел за границей.
Николай ФРОЛОВ.
На фото: Виды Кавказа из книги Зубова. По одной из версий автор сам иллюстрировал свои сочинения.