Увяз ли в наших местах Кий?
Рукописи не горят!
В позапрошлом номере «Районки, 21 век» стартовала новая рубрика: «По следам независимой вязниковской прессы», в которой планируется публиковать краеведческие статьи, увидевшие свет на страницах «Новой вязниковской газеты плюс» («НВГ плюс») в 1996-1998 годы. Мы напечатали первую статью и обратились с призывом к читателям поделиться с редакцией «Районки» сохранившимися экземплярами той газеты. И вот люди начали звонить, и наша подшивка «НВГ плюс» стала чуть толще. Большое спасибо тем, кто откликнулся! Ждём новых звонков!
Сегодня мы публикуем вторую статью – не менее интересную и увлекательную, проливающую еще один робкий луч света на богатую историю Вязников.
Прав был М.А.Булгаков. Не горят рукописи! Тем более, если они разошлись трехтысячным тиражом пусть и почти двадцать лет тому назад…
Ведущий рубрики Андрей РАТНИКОВ, г.Владимир.
«А был ли мальчик?», М.Горький
Давайте заглянем в «Краткий топонимический словарь», составленный В.А.Никоновым. Там дается объяснение многих населенных пунктов нашей страны. Яхрома… Оказывается, все очень просто. Жена князя Юрия Долгорукого, сопровождавшая мужа на охоте, при переправе через реку оступилась и воскликнула: «Я хрома!» Город, построенный на этом месте позднее, и получил такое название — Яхрома.
Смотрим дальше. Кинешма… Степан Разин с персидской княжной проплывал на стругах мимо нынешних городов Решмы и Кинешмы, и княжна сначала восклицала: «Режь мя» (т.е. «меня»), а затем рыдала: «Кинешь мя». Но всем известно, что Разин никогда не поднимался так высоко по Волге, а пленница-шамаханка не говорила по-церковнославянски.
Еще пример. Жиздра… Река в Калужской области. Народ говорил, что на обоих берегах ее стояли русские посты, сторожи. Время от времени с одного поста к другому неслось: «Жив-здрав?» И в ответ: «Жив-здрав!» А поскольку через реку слова долетали слабо, конечное «в» терялось. Так и получила эта река название Жиздра.
Еще? Пожалуйста: Хотьково, Ворскла, Коломна… Но, как сказано в «Словаре», все эти названия не что иное, как топонимические анекдоты. Анекдоты? Да! Наукой здесь и не пахнет.
К такому анекдотическому объяснению можно присоединить и Вязники, когда начинают вспоминать «легенду» про князя Кия, зло правящего здесь когда-то. Когда он поехал на очередную охоту, то завяз в болоте. Жители этого населенного пункта (какого — не говорят) вышли на высокий берег Клязьмы и кричали: «Вязни, Кий, вязни, Кий, вязники… » Вот вам пример еще одного топонимического анекдота. Мы не знаем, кто его автор, но точно знаем, когда он появился. Впервые о нем повествует в своей книге «Вязники» наш краевед, священник Константин Веселовский в 1871 году.
Давайте попробуем доказать, что это не что иное, как лингвистико-топонимический анекдот. В легенде говорится о славянском князе Кие, правящим в наших местах в XIV веке. Но, позвольте, такого имени ни у славян, ни тем более у русских этого века не было. Ссылаются на название города Киева, который, дескать, также образовался от имени князя. Ученые до сих пор ищут князя с таким именем. Не находят…
Единственное, что удалось предположить, что на этом месте был перевоз через Днепр, и город мог быть назван поэтому перевозу, ведь «кий» — это длинный шест, при помощи которого и двигался плот от одного берега к другому. В одной древней «бумаге» он (перевоз) и назван тем древним словом — «киев». Некоторым ученым очень хотелось все объяснить с этимологической точки зрения. Они даже записали, что давно было такое мужское имя — Кий, и что по этому имени и назвали тот перевоз — Киев перевоз.
К сожалению, точного объяснения до сих пор нет. И только «Словарь русских личных имен» под редакцией Н.А.Петровского узаконил эту ошибку. Правда, там говорится уже не о длинном шесте, а о молоте (?), и говорится далее, что Кий — это имя «одного из основателей города Киева».
Предположим, что в то далекое время (полторы тысячи лет тому назад) и жил человек с таким именем. Но в наших-то местах, когда людям при рождении в XIV веке уже давали только православные имена! Да и в те далекие, но уже исторические времена на Руси не было ни одного князя с этим именем. Да и имена трех князей, основателей Киева, только легенда.
Тот, кто создал «нашу» легенду, предполагал, что Вязники как населенный пункт уже существовали в XIV веке. Теперь мы точно знаем, что не было тогда никаких Вязников, как не было и не могло быть никакого князя русского с этим именем. Это все народная выдумка, анекдот, как мы теперь скажем. Помню, как наш поэт Юрий Васильевич Мошков возмущался появлением этой «легенды», в которой нарушен всякий логический и языковой смысл. Он говорил мне: «Давай создадим новую «легенду»! В Клязьме, в районе Вязников, водится много язей. Пусть жители нагорных деревень, уходя на рыбалку, говорили: «Пошел на Клязьму, в «язники» (места обитания язей)». «Куда пошел?» — переспрашивали их. «В язники». Так, мол, и повелось — в язники да в язники, и получилось — Вязники». Однако даже Мошков не пошел дальше этих разговоров, видя в этом полнейший абсурд.
И печально, когда местные экскурсоводы до сих пор (до недавнего времени) рассказывают гостям эту «легенду» и остаются довольны тем, что нигде, кроме Вязников, нет подобной дури, и рады, что им верят. Но уж если вы очень хотите «прославить» наш город, то, рассказывая эту «легенду», в заключение говорите, что она по красочности не уступает таким классическим примерам топонимических анекдотов, какими являются анекдоты про Яхрому, Хотьково или Кинешму. Давайте уважать и наш город, и уши наших гостей, если сами уже привыкли к этой чепухе…
Донат ОБИДИН.
«НВГ плюс», №20 (33) от. 22.05.1997 г.
На фото: Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Памятник былинным основателям города Киев был установлен в 1982 году.
Фото: http://obereg09.ucoz.ru/