Флот в квартире, или Уникальный музей судоходства на Клязьме
В квартире у бывшего капитана-механика Вячеслава Касаткина разместился настоящий музей вязниковского речного судоходства. Флоту Вячеслав Сергеевич отдал около 20 лет — ходил от Вязников до Коврова, Шуи, Мурома, Нижнего Новгорода (тогда ещё Горького), Калуги, Рязани и даже Москвы. Страсть к кораблям была с детства. Перед глазами стоял пример отца, который всю жизнь трудился на пристани «Вязники», а в годы Великой Отечественной войны служил на флоте.
Впервые судоходство на Клязьме было открыто в конце XIX века и развивалось до девяностых годов прошлого столетия. По реке перевозили лес и прочие крупногабаритные товары. Долгое время для многих жителей Мстёры река служила единственным способом попасть в райцентр.
Вячеслав Касаткин начал свой флотский путь с матроса на буксире. В последствие он дослужился до капитана в специальном молодёжном экипаже. Карьера по тем временам, что и говорить, стремительная.
Выйдя на пенсию, «болеть» судоходством не перестал. Водник выписывал различные журналы, посвященные устройству кораблей и истории флота. А в один прекрасный день и сам решил попробовать создать свой первый корабль — пусть в виде модели.
Первой пробой сил была модель простейшей «Тезянки» — небольшой дощатой плоскодонной баржи — одного из простейших в изготовлении типов судов. Благо, что в середине прошлого века увидеть воочию, как строятся оригиналы, можно было прямо в нашем городе. Как вспоминает В.С.
Касаткин, их производством и ремонтом занималось лесопильное предприятие, располагавшееся за ул. Пушкинской. Предназначались такие суда исключительно для перевозки грузов по реке Теза, берущей своё начало в Костромской области и впадающей в Клязьму.
Первой крупной работой Касаткина стала модель теплохода «Иван Франко» — восьмипалубное морское грузопассажирское судно. На его изготовление у мастера ушло примерно полгода. Никаких покупных деталей! Элементы этой и всех остальных судомоделей изготавливались исключительно из «подножных» материалов: дерево, металл, пластик.
— Начинаю изготавливать модель всегда с киля, а заканчиваю клотиком, — говорит мастер. — Всё исключительно своими руками, но по чертежам. Так что, модели полностью соответствуют оригиналам, только в миниатюре.
Для каждого корабля Вячеслав Сергеевич изготавливает специальную подсветку. Всё как у оригинала: отличительные огни, прожекторы. Даже локаторы крутятся… В среднем с учётом «набитой руки» одну модель он делает за три-четыре месяца. Главным секретом успеха в судомоделировании Вячеслав Сергеевич считает хорошее настроение. Без него за дело не берётся.
Особой гордостью в коллекции мастера являются суда, которые ходили по Клязьме: буксир «Бычок», речные пассажирские теплоходы «Москвичи», плавкран КПЛ-40 и даже макет пристаней «Дзержинск» и «Вязники».
Также в коллекции присутствуют круизные лайнеры, рыболовные траулеры и даже военные корабли. Всего флот В.С. Касаткина насчитывает двадцать одну модель — начиная с канонерской лодки «Ваня №5», служившей ещё в гражданскую войну, и заканчивается лайнерами, которые до сих пор бороздят морские просторы. А вот заграничных лайнеров у мастера нет. «Руки к ним не лежат», — говорит он.
Суда бережно хранятся в стеклянных шкафах, которые занимают почти всё свободное пространство вдоль стен в небольшой квартире мастера.
— Ко мне приезжали даже из Москвы, предлагали продать коллекцию, — говорит наш герой. — Но я отказался. Эти корабли — моё детище. Жена шутит, что богатства не нажили, зато вон, какой флотилией владеем.
Сейчас Вячеслав Сергеевич, к сожалению, отошел от корабельных дел — зрение стало не то. Несмотря на это он продолжает бережно хранить свой домашний музей. Однако, по мнению нашей редакции, коллекция Вячеслава Касаткина не заслуживает просто пылиться на полках частной квартиры. Её место как минимум на стендах местного историко-художественного музея. Уверены, найдётся много желающих воочию увидеть прошлое речного судоходства на Клязьме.
Андрей ВЕДЕНЕЕВ.