//   Погода:
Новости

Ностальгия по Мстёре генерального конструктора Исаева

Увеличить картинкуВ конце 1918 года, в разгар Гражданской войны и разрухи в слободе Мстёра Вязниковского уезда Владимирской губернии появилось семейство из пяти человек: родители и трое детей — девочка-подросток и два мальчика, старшему из которых было всего 10 лет. Из голодного Петрограда в вязниковскую глубинку перебрался профессор-правовед Петербургского университета Михаил Михайлович Исаев с женой Маргаритой Борисовной — выпускницей Бестужевских курсов, учительницей истории, дочкой Верой, сыновьями Алешей и Борей.

С тремя детьми в бывшей столице тогда было трудно выжить: не хватало самого необходимого, в том числе хлеба и дров. У питерских друзей Исаевых Беклемишевых служила няней девушка Ольга, родом из Мстеры. Она и посоветовала для спасения детей увезти их на свою малую родину в Вязниковский уезд.

Во Мстере в ту пору житье тоже было не сахар. Но хлеба имелось достаточно, а еще мстеряне щедро снабжали профессора и его семью куриными яйцами, молоком, картошкой, всевозможными соленьями. По меркам Петрограда это было настоящее богатство. Так наши земляки и щедрая вязниковская земля без преувеличения спасли жизнь семье Исаевых, в том числе и будущему выдающемуся конструктору авиационных и ракетных двигателей, академику, Герою Социалистического труда, лауреату Сталинской, Ленинской и Государственной премий, генерал-майору инженерной службы Алексею Михайловичу Исаеву — соратнику знаменитого генерального конструктора Сергея Павловича Королева.

Мстёра — Москва — Магнитка
Исаевы всем семейством прожили во Мстёре сравнительно недолго. Уже в следующем 1919 году Михаила Михайловича пригласили в Москву работать учителем в одну из школ. Вместе с ним в первопрестольную уехали дочь Вера и сын Алексей, которым было необходимо учиться. В слободе на Мстёрке остались Маргарита Исаева и ее младший сын Борис. Алексей часто писал письма маме и брату, рисовал для них забавные рисунки. Эти послания, несмотря на все нестроения того смутного времени, достаточно быстро доходили до адресатов. Лишь к 1921 году Маргарита Борисовна и Боря тоже уехали в Москву. Однако на всю жизнь для них Мстера оставалась чем-то вроде земли обетованной, где им удалось пережить самые трудные месяцы.
Вскоре Исаев-старший стал преподавать уголовное право в Московском университете (он закончил карьеру юриста судьей Верховного Суда СССР). В 1925 году после окончания школы Алексей Исаев поступил в Московский горный институт, но кончить вуз ему не довелось. С последнего курса он отправился возводить Магнитку — на ударную комсомольскую стройку. Лишь когда первые домны нового металлургического комбината были закончены, Исаев вернулся в Москву и защитил, наконец, диплом горного инженера.

К тому времени его увлекла авиация. В 1934 году Алексей поступил конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ главного конструктора Виктора Федоровича Болховитинова на авиационном заводе № 22. Там молодой инженер занимался разработкой шасси новых советских скоростных бомбардировщиков «ДБ- А» («Дальний Бомбардировщик — А») и «С» («Спартак»). В это время несостоявшийся геолог состоялся в качестве самолетостроителя.

От реактивного истребителя до зенитных ракет
В 1940-м Алексей Исаев разработал один из первых советских реактивных двигателей для новейшего самолета БИ- 1. Эта была первая отечественная боевая крылатая реактивная машина. 15 мая 1942 года первый советский реактивный истребитель поднялся в небо. Роль данного события оказалась очень велика. Не зря 20 лет спустя первый космонавт Юрий Гагарин сказал: «Если бы не было 15 мая 1942 года, не было бы и 12 апреля 1961 года!»
За разработку реактивного самолета в 1945-м Исаев был награжден высшей наградой страны — орденом Ленина. Принимая из рук «всесоюзного старосты» М.И.Калинина эту награду, Алексей Михайлович не мог и представить, что в будущем ему суждено еще трижды получать такой же высокий орден!

После окончания Великой Отечественной войны летом и осенью 1945-го Исаев находился в командировке в Германии в составе группы специалистов, изучавших трофейную немецкую ракетную технику. А уже в 1947-м Исаев возглавил отдельное конструкторское бюро, в 39 лет став главным, а потом и генеральным конструктором. Разработками того времени стали двигатели для авиационных ракет класса «земля-воздух» и крылатых ракет класса «воздух-море» — грозного оружия советского ПВО. В 1948 году главный конструктор Исаев был награжден Сталинской премией.

Соратник Сергея Королева
В 1950-е годы двигателями Алексея Исаева заинтересовался Сергей Королев, применивший их для новых ракет, предназначенных для вооружения кораблей советского ВМФ, а также для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря». В 1956-м Исаеву было присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением медали «Золотая Звезда» и второго ордена Ленина «за успешное выполнение заданий Правительства по созданию баллистической ракеты». Тогда же он стал лауреатом Ленинской премии. В 1959 году ему была присуждена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации.

Академик Б.Е. Черток в своей книге «Ракеты и люди» писал, что Алексей Исаев в высшей степени обладал качествами, обязательными для двигателиста: интуицией и инженерным здравым смыслом, мужеством в признании собственных ошибок, неутомимостью в проведении сотен и сотен испытаний: «Он перепробовал много профессий и специальностей, пока не влюбился в ЖРД, и это осталось его увлечением до конца дней».

Современники вспоминали, что Исаев только что не ночевал в своем КБ, засиживаясь там допоздна, постоянно общался с подчиненными, причем нередко сам садился за кульман.

Однако, несмотря на огромную занятость, Алексей Михайлович находил время для активного отдыха на природе. В 1954 году в его служебном кабинете в обстановке повышенной секретности после окончания рабочего дня собирались сослуживцы из ближайшего окружения Исаева. В тайне от всех они обсуждали новый проект, который был успешно завершен и реализован на практике. В результате… на реке Клязьме появилась целая флотилия из 10 байдарок, спроектированных А.М. Исаевым! На них творцы ракетных двигателей совершали длительные походы. А выбор Клязьмы, очевидно, был обусловлен ностальгией Алексея Михайловича, который сохранял теплые чувства о реке своего детства — Мстера находится в непосредственной близости от клязьминских берегов.

Человек, тормозивший ракеты и спутники
С 1958 года ОКБ Исаева разрабатывало тормозную двигательную установку для первого космического корабля «Восток» и последующих «Восходов». Это был крайне ответственный узел, так как в случае какой-либо неудачи космонавт мог остаться пленником орбиты. После успешного полета Гагарина Алексей Михайлович был награжден третьим орденом Ленина. Представляя своего сподвижника тогдашнему руководителю страны Никите Хрущеву, Сергей Королев, с присущим ему чувством юмора, отрекомендовал Исаева так: «А это тот самый человек, который тормозит все наше дело!»
В последующее десятилетие КБ Исаева разрабатывало корректирующе-тормозные двигательные установки, которые использовались на космических кораблях «Союз», советских и российских орбитальных станций серии «Салют», «Мир» и, частично, на МКС, в непилотируемых спутниках «Молния» и «Космос», межпланетных космических аппаратах «Луна», «Марс», «Венера» и «Зонд». Для лунного орбитального корабля (который в итоге так и не полетел) Исаев разработал первый в СССР кислородно-водородный жидкостно-реактивный двигатель.

В 1967 году исаевское ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения — такое название дали по соображениям секретности. В 1968-м генерального конструктора А.М.Исаева наградили четвертым орденом Ленина, он стал лауреатом Государственной премии. Ветеран освоения космоса был одним из консультантов фильма режиссера Даниила Храбровицкого «Укрощение огня», где в биографию главного героя Башкирцева включен ряд эпизодов из биографии Исаева. 9 июня 1971-го Алексей Михайлович был награжден орденом Октябрьской революции, а 21 июня конструктор Исаев скоропостижно скончался. Ему шел лишь 63-й год.

В честь Исаева названа одна из центральных улиц в подмосковном Калининграде — нынешнем Королеве. А еще — кратер на Луне, расположенный неподалеку от кратера «Циолковский».

Николай ФРОЛОВ.

На фото: Алексей Михайлович Исаев.

Поделиться новостью

Добавить комментарий