«Мы почти ежедневно ходили смотреть самолеты…»
Ветеран труда из поселка Паустово Вязниковского района Анатолий Михайлович Сергеев принадлежит к поколению «детей войны». Он родился в сентябре 1934 года в крестьянской семье. Его дед, рабочий местной паустовской фабрики Яков Михайлович Сергеев, участник Первой мировой войны, был арестован в 37-м и расстрелян как «враг народа» 1 сентября 1937 года. Отец, рабочий-токарь той же фабрики Михаил Яковлевич Сергеев был призван в армию в первые дни Великой Отечественной и погиб 8 ноября 1941-го в бою под Кандалакшей. Мать Анатолия Елена Сергеевна, ставшая вдовой фронтовика, одновременно считалась невесткой «врага народа», поэтому в Паустовском сельсовете для нее поначалу нашлась лишь работа уборщицы и только потом по совместительству — заведующей военно-учетным столом. Реабилитировали Якова Сергеева лишь в 1956-м — посмертно.
Едва ли не самые яркие воспоминания детства Толи Сергеева связаны с существованием военного аэродрома на окраине Паустово. Его построили в течение лета 1942 года силами заключенных и мобилизованных на работу колхозников — по большей части подростков и женщин. На обширном поле была устроена километровая бетонная взлетная полоса, рядом построены блиндажи для личного состава части аэродромного обслуживания, а также для летного состава и складские помещения. Летчики и техники поселились в доброй половине жилых домов поселка Паустово, им целиком отдали «красный дом» — бывшую усадьбу фабрикантов Пашениных. Для того чтобы разжиться щебнем, даже взорвали церковь неподалеку. В утрамбованный грунт укладывались щебенка и кирпичи, образуя подобие брусчатки, а сверху отдельными блоками в виде больших шестигранников укладывался толстый слой бетона.
Вскоре на новый аэродром прилетели самолеты — учебные По-2, более сложные в пилотировании УТИ, устаревшие истребители И-16 «Ишачки», новейшие истребители авиаконструкторов Семена Лавочкина и Александра Яковлева Ла-5 и Як-1. Позже туда же перебазировались еще более новые и современные Ла-7. На них обучались курсанты Вязниковской летной школы под командой подполковника Петра Колпачева, готовившей летчиков-истребителей. Помимо аэродрома «Северный» на окраине Вязников летное поле около Паустово использовалось не менее интенсивно. Разумеется, паустовских мальчишек было не оттащить от границ аэродрома — дальше их не пропускали выставленные по периметру военные караулы.
— В 42-45 годах мы почти ежедневно ходили смотреть самолеты, — вспоминает Анатолий Михайлович. — Отправлялись к аэродрому целой толпой с приятелями. Поутру обычно из ремонтной мастерской, под которую приспособили поселковый клуб, выводили на летные испытания очередной самолет. Машины на ремонт туда привозили прямо с фронта прямо из боя.А потом начинались и учебные полеты. Мерно тарахтели По-2, чинно выполняя «коробочки» над аэродромом. Истребители взлетали один за другим. Мы во все глаза смотрели, как они, словно птицы, резвились в небе. Порой боевые машины с ревом проносились прямо над летным полем, выполняя фигуры высшего пилотажа. Казавшиеся такими большими на земле, самолеты вверху выглядели маленькими серебристыми точками. Летчики, прежде всего, инструкторы, были в наших глазах какими-то особенными людьми. Очень хотелось самим подняться ввысь, но нас, конечно же, никто тогда не катал. Иногда нам дарили самодельные зажигалки из патронных гильз, старые планшеты, пилотки. Тогда мы были счастливы.
Порой случались трагедии. Однажды летом самолет при посадке во время сильного тумана зацепился за крест церкви соседнего Успенского погоста, погнул его и разбился. Летчик и курсант погибли.
Как-то раз на аэродром с проверкой приехал Василий Сталин, сын вождя, который тогда служил инспектором в РККА.
Аэродром активно эксплуатировался вплоть до конца войны, а осенью 1945-го летную школу там ликвидировали. Потом оставшуюся взлетную полосу использовали «кукурузники» сельхозавиации, опылявшие поля госплемзавода «Пролетарий». Там громоздилась целая гора минеральных удобрений. Потом бывший аэродром забросили, хотя под слоем травы и дерна бетонное покрытие там цело до сих пор!
После окончания Паустовской школы Анатолий Сергеев поступил в Вязниковский текстильный техникум. Затем по распределению в качестве молодого специалиста он трудился в поселке Красавино Вологодской области, а затем был призван в армию. Служил в Группе Советских войск в Германии, причем как раз в ВВС — механиком батальона аэродромного обслуживания. Мечты детства вдруг неожиданно реализовались на практике. Когда-то лишь издалека наблюдавший за стремительными зеле но-серебристыми птицами, рядовой Сергеев теперь сам ремонтировал истребители и бомбардировщики, готовил их к вылету. Сбылась и еще одна заветная мечта: Анатолия знакомые летчики неоднократно поднимали в небо. И он смог вдоволь насмотреться на землю сверху вниз.
После демобилизации Анатолий Сергеев вернулся в родное Паустово. Поступил на местную ткацкую фабрику помощником мастера. Работал добросовестно, пользовался уважением. И пошел «вверх» — стал мастером, потом — механиком. Далее — перешел на общественную работу. Был избран председателем фабричного комитета, затем — освобожденным секретарем парткома. Далее земляки избрали Анатолия Михайловича председателем Паустовского сельсовета. Немало времени он отдал обустройству своей малой родины, его до сих пор хорошо знают его земляки. На заслуженный отдых А.М. Сергеев ушел в 1994-м. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд», «Почетный ветеран труда» и рядом других.
Ветеран и сегодня ведет активный образ жизни, он помогает школьному музею, подарив туда несколько исторических фотографий. События военной поры А.М. Сергеев помнит, как будто все было только вчера.
А в километре с лишним от Паустово, недалеко от шоссе из Вязников на Сергиевы Горки, до сих пор можно видеть остатки аэродрома военной поры. О нем сегодня уже мало кто помнит, и лишь в школьном музее собраны немногие уцелевшие фотографии летчиков, курсантов и самолетов, сделанные в поселке и его окрестностях во время Великой Отечественной войны…
Николай ФРОЛОВ.
На фото: Анатолий Михайлович Сергеев.