//   Погода:
Новости

Мещанин во дворянстве, прославивший Вязники

Увеличить картинку140 лет назад в 1875 году в Вязниках в мещанской семье родился Василий Иванович Черникеев — отпрыск ничем особенным не примечательных городских обывателей, позже прославивший родной город на добрых полмира. Подросток учился в городском училище — в том самом, что ныне именуется вязниковской школой № 2, среди наиболее выдающихся выпускников которой гидрограф Василий Черникеев значится наряду с космонавтом Валерием Кубасовым. Кстати, учился Вася весьма посредственно, особенно по гуманитарным предметам. Сущей напастью для него становились диктанты и сочинения, в которых он непременно делал множество ошибок. В 1899 году на 24-м году жизни Василия призвали на военную службу. Он попал на Балтийский флот, где был назначен на учебный крейсер «Герцог Эдинбургский». Там сметливый паренек стал рулевым, освоив непростое и ответственное дело управления этим большим океанским кораблем.

Едва матрос Черникеев успел уволиться в запас, как грянула русско- японская война. Его сразу же мобилизовали и после краткого обучения произвели в рулевые кондукторы (унтер-офицеры) с направлением на броненосец «Адмирал Ушаков». Этот корабль, изначально предназначенный для защиты берегов Балтики, был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, созданной для усиления российского Тихоокеанского флота. Совершив беспримерный переход из Кронштадта на Дальний Восток, в мае 1905 года эскадра была атакована у острова Цусима превосходящими силами японцев и после упорного боя разгромлена. Экипаж броненосца «Адмирал Ушаков» под командой капитана 1-го ранга Владимира Миклухо-Маклая (брата знаменитого путешественника) сражался до конца, а когда возможности для продолжения боя были исчерпаны, открыл кингстоны и затопил свой корабль. Более 100 офицеров и матросов погибли вместе со своим командиром, остальных подобрали в воде японские шлюпки.

Кондуктор Черникеев оказался среди уцелевших — в японском плену. Лишь через полтора года он смог вернуться в Россию, где в числе 27 наиболее отличившихся ушаковцев был награжден Георгиевским крестом сразу 3-й степени — за храбрость и мужество в Цусимском бою. Если бы тогда видавшему виды унтер-офицеру флота Его Величества кто-нибудь сказал о том, что спустя два десятка лет он станет солидным бизнесменом, причем ни где-нибудь, а в Лондоне — одном из всемирных деловых центров, Василий, наверное, вдоволь бы посмеялся. Однако именно такое будущее ждало отважного моряка-вязниковца…

А тогда, после окончания войны Василий Черникеев стал кадровым моряком, его зачислили в экипаж нового эскадренного броненосца «Слава» Балтийского флота. Там он подготовился к экзамену на чин прапорщика флота и успешно его сдал, а заодно получил диплом капитана гражданского флота. В 1909 году император Николай II произвел Черникеева в подпоручики по Адмиралтейству, став личным дворянином. Так бывший рядовой моряк путем самообразования сумел выбиться в офицеры. В то время командный состав ВМФ комплектовался исключительно из потомственных дворян. Именно поэтому вязниковский мещанский сын был зачислен в Корпус гидрографов, где «голубая кровь» не считалась обязательной, но зато и чины давались не флотские, а армейские.

Вскоре отлично зарекомендовавший себя уже в качестве офицера Черникеев был назначен заведующим картографической частью Дирекции маяков и лоций Черного и Азовского морей, получив чин поручика. Установка бакенов, эксплуатация маяков и разметка фарватеров — вся эта непростая и хлопотная работа велась под руководством Василия Ивановича. Более того, В.Черникеев даже стал соавтором книг об обороне Севастополя во время Крымской войны и о подвигах русских моряков в войне с Японией, отпечатанных в 1914 году в Петербурге известным книгоиздателем Сувориным.

Однако поручик Черникеев тяготился береговой службой и при каждой возможности замещал офицеров на боевых кораблях черноморской эскадры. Так он послужил на броненосце «Двенадцать апостолов» (позже в кинофильме режиссера Эйзенштейна этот корабль сыграет роль «Потемкина»), а начало Первой мировой войны в 1914 году встретил на канонерской лодке «Кубанец» — «младшем брате» знаменитого «Корейца», сражавшегося вместе с «Варягом». Черникеев даже успел принять участие в стычках с турецкими и пришедшими им на помощь немецкими кораблями и едва не погиб во время обстрела Севастопольской бухты германским линейным крейсером «Гебен». Кстати, по рекомендации Василия Черникеева тогда же в военный флот был зачислен и его младший брат вязниковец Алексей Черникеев, произведенный в прапорщики по морской части весной 1915 года. А 1 января 1915-го сам Василий Иванович получил звание штабс-капитана корпуса гидрографии.

После революции В.Черникеев продолжал служить в Черноморском флоте, и когда большинство уцелевших кораблей оказались под контролем белых, поступил в армию генерала Деникина. После поражения Вооруженных Сил Юга России, штабс-капитан Черникеев оказался в эмиграции. Через Румынию он перебрался вначале во Францию, а потом обосновался в Англии. В британской столице Черникеев основал фирму по производству навигационного оборудования, переиначив для более успешного ведения бизнеса свою русскую фамилию на иноземный лад с непременными двумя буквами «f» на конце. Так появилась ставшая известной во всем мире марка «Chernikeeff». Именно тогда в 1920-е годы Василий Иванович изобрел новую конструкцию лага, использовав для этого свой богатый опыт гидрографической работы на Черном море.

Практика Первой мировой войны показала, что военные корабли нередко теряли в своих боевых качествах из-за недостатков методов и инструментов, которыми определяли скорость и пройденное расстояние. Когда корабли не были уверены в точности своего исчислимого места, им приходилось стопорить машины много чаще, чем допускалось условиями военных действий. Это обстоятельство навело капитана Черникеева на мысль о необходимости сконструировать лаг, максимально точно учитывающий пройденное расстояние.

Лаг Черникеева обладал заметными преимуществами перед прежними системами этого типа: он был годен к работе в любое время; не выходил из строя при движении задним ходом; работал на любых скоростях — от самых малых до предельных и, что особенно важно, с его помощью стало возможным непосредственно измерять не только пройденное расстояние, но и скорость хода, в том числе подводной лодки в подводном положении.

Первые испытания лага были произведены в Лондоне на гребной шлюпке. Затем его установили на английской подводной лодке К-14 вместе с четырьмя тщательно выверенными новейшими лагами других типов. По заключению офицеров королевского флота, лаг Черникеева оказался лучшим, как по точности, так и по надежности и удобству эксплуатации. Вскоре этим лагом были оснащены многие суда военных и торговых флотов разных стран мира, в том числе и СССР. В 1930 году Гидрографическое управление Советского Союза издало в Ленинграде брошюру с описанием Лага Черникеева и инструкцией по его эксплуатации — случай поистине беспрецедентный, учитывая, что изобретателем был офицер-белоэмигрант.

Морской офицер и талантливый изобретатель Василий Черникеев скончался в 1949 году в Англии на 74-м году жизни и был погребен на одном из кладбищ в окрестностях Лондона. Во время Второй мировой войны он внимательно следил за ходом боевых действий на Восточном фронте и гордился победами Советской Армии и флота, делая пожертвования в специальный фонд, предназначенный для закупки военной техники для Советской России. Семейный бизнес старого моряка из Вязников в Соединенном Королевстве продолжили сыновья Василия Ивановича Олег и Ростислав Черникеевы, а потом уже и его внуки. Офис фирмы «Chernikeeff Instrument, Ltd.», работающей в сфере навигационной информатики, в частности, выпускающей электромагнитные лаги, находится в самой престижной деловой части Лондона.

В Австралии фирму Черникеевых «Rotec Engineering PTY Ltd», производящую авиационные и мотоциклетные двигатели, сравнительно недавно основал Яков (Джим) Черникеев, главными помощниками которого стали сыновья Пауль и Мэтью (Павел и Матвей Яковлевичи). Каждый их звездообразный (радиальный) двигатель — настоящее произведение искусства, любая деталь в котором доведена почти до совершенства. А моторостроительный завод Черникеевых — предприятие высочайшей культуры и самых передовых технологий.

Сегодня по экзотическому континенту эвкалиптов, коалу и кенгуру гоняют рокеры на мотоциклах с черникеевской маркой, а над ними в ясном австралийском небе проносятся спортивные самолеты с двигателями от «Rotec.» Воды же мирового океана бороздит целая флотилия белоснежных парусных яхт, на бортах которых значится «Chernikeeff» — с соответствующим порядковым номером, непременные участники и призеры многих ведущих регат. Наследники офицера российского флота из Вязников тоже не любят подолгу засиживаться на берегу!

Николай ФРОЛОВ.

На фото:
Василий Иванович Черникеев.

Поделиться новостью

Добавить комментарий