«Бесперспективные»
Зачем закрывают маленькие сельские школы Владимирской области.
Во многих районах региона области появились проблемы с финансированием малокомплектных сельских школ. Где-то их планомерно закрывают, а где-то родителям учеников удается на время отстоять учреждения. Корреспондент РП выяснил, как работают малокомплектные школы, и что ждет их учеников, если эти школы все-таки закроются.
«Школа далекая, есть проблемы»
В деревне Сергиевы-Горки, расположенной в Вязниковском районе Владимирской области, говорят, что у них две беды и это не дураки и дороги. Во-первых, деревня все еще не газифицирована. Во-вторых, Сергиево-Горской школе грозит закрытие.
Несмотря на обильные снегопады, путь к этой школе, как и большинство дорог в деревне, хорошо расчищен. Уроки кончились, но в опрятном деревянном здании жизнь не замирает. Техничка моет полы в классе. Тут же находится директор Елена Иванова. О школьных традициях она говорит с гордостью.
– Я сама эту школу окончила в 1977 году. Всего тут учились человек триста. У нас в классе было тридцать четыре. Раньше вот тут находился маленький узенький проход и кругом парты. В коридоре — не протолкнуться. Выйдешь из класса — бочком-бочком протискиваешься, — вспоминает директор. — У нас были прекрасные учителя, до сих пор приглашаем их на встречи. Сергиево-Горская школа с большими традициями. В олимпиадах участвовали, в соревнованиях. Многие парни и девчонки потом в институт поступали, что бывает не в каждой деревенской школе.
Классы опрятные. Над школьными досками — плакаты с математическими формулами и правилами русского языка. Вместе с тем на сегодняшний день часть помещений в здании пустует. В школе учатся только 30 ребят, из них в основной школе — 18 человек.
– 15 детей у нас привозных — из деревень Рытово, Белая Рамень, Злобаево, Бахтолово. Остальные из Сергиевых-Горок. В каждом классе — два–три человека, а то и вовсе один ученик, — рассказывает Елена Иванова. — Педагогов пятеро. Практически все доморощенные, выпускники школы. Они совмещают по несколько предметов.
Столовая в здании светлая и просторная. Над умывальниками выстроились в ряд три десятка тарелок. С белой стены глядит нарисованная «Матрена» с караваем. Тут же внушительная печка от пола до потолка.
После небольшой экскурсии по зданию мы с директором беседуем возле столовой. Мимо то и дело ходит местный истопник. На его плечах — вязанки дров. Мужчина раскладывает поленья рядом с дверью каждого кабинета.
– Часа в четыре утра на работу прибываю. В пять часов начинаю трудиться, чтобы натопить, как следует до прихода ребят, — говорит Владимир. Он бывший совхозный работник.
По словам директора, инфраструктурные проблемы у школы начались, когда стало разваливаться местное сельхозпредприятие и закрыли центральную совхозную котельную.
– Но сегодня мы имеем то, что имеем, — говорит руководитель учебного учреждения. — Не первый год идет разговор о том, что наша школа бесперспективная. Мы все равно стараемся. Понятно, школа далекая, есть проблемы. Уже не первый год идет речь о том, чтобы перевести наших ребят из основной школы в Паустово. Это тоже непросто. Смотрите, посадим мы ребенка в Рытове. Десять километров они едут до Сергиевых-Горок. Потом мы поехали в Белую Рамень за ребенком и в другие деревни. Наконец, от нас до Паустово плюс еще 16 километров. Я считала, всего выходит более 50 километров в один конец. Так что с одной стороны понимаешь умом проблемы нашей школы. Но при этом жалко ребятишек, если их вот так придется возить. Тем более, к нам ходят дети старообрядцев. Они постятся. Соответственно, бывают слабенькими…
По цене студента МГУ
В этот же день проходит встреча районных властей с населением. В зале сельского клуба собираются около 40 человек. Все сидячие места заняты. Для того, чтобы уместить всех желающих, поставили дополнительные скамейки. На стенах — разноцветные шарики. То ли остались с какого-то мероприятия, то ли их специально повесили. В общем, почти праздничная атмосфера.
Вопрос о школе поднимается практически сразу после основных докладов. Руководитель управления образования администрации района Галина Рогова поясняет: решение о закрытии учреждения пока не принято, но ситуация, что скрывать, сложная.
– Мы не первый год об этом говорим. Мою точку зрения вы, уважаемые жители, прекрасно знаете, — начинает Рогова. — 18 человек в основной школе, находящиеся в старом здании без нормального отопления, с пятью педагогами, которые совмещают по несколько предметов и объединяют классы. Все это, по меньшей мере, приводит к немного ненормальной ситуации для XXI века. На сегодняшний день ученики вашей школы почти не участвуют в олимпиадах, в спортивных соревнованиях. Вы, честно говоря, одни такие остались во всем районе.
Всего в Вязниковском районе 26 школ и 39 детских садов. По словам Галины Роговой, Сергиево-Горская школа — самая маленькая по количеству детей, если не брать три начальных школы.
Еще одно небольшое учебное учреждение — в деревне Буторлино. Там «с родителями проведена большая работа» — и в этом году Буторлинская общеобразовательная школа будет объединена со Степанцевской. Самостоятельность могут потерять и еще несколько школ, в которых значительно больше детей, чем в Сергиево-Горской.
– Причины, по сути, две, — объясняет Рогова. — Во-первых, необходимость давать ребятам качественное, современное образование учителями-профессионалами. Во-вторых, невозможность осуществить нормальное финансирование таких небольших школ. У нас с вами нормативно-подушевое финансирование. Областной норматив — около 40 тысяч на каждого ученика в год. Это и зарплаты, и учебные расходы, и организация питания. Содержание зданий и сооружений лежит на муниципалитете. На все денег хватить не может.
Еще несколько лет назад казалось, что дети из Сергиево-Горской школы могут учиться в Октябрьской. Но сегодня это проблему не решит — пришло время и учеников Октябрьской школы № 2 везти в Паустово. Поэтому, поясняет Рогова, предложение управления образования такое: туда же, в Паустовскую школу, подвозить учеников из Сергиевых-Горок и окрестных деревень.
Районные управленцы считают, что ученики в Сергиевых-Горках образование получают некачественное: они не могут принимать участие во многих мероприятиях, не могут нормально подготовиться к экзаменам.
– На одного ученика местной школы выделяется около 150 тысяч рублей — как на студента МГУ. А условия непростые: в здании печки валятся, педагогов не хватает. По моему глубокому убеждению, в какой-то степени мы лишаем ребят радости учения, оставляя их в таких условиях, — заявил на встрече глава Вязниковского района Владимир Лопухов. — Перспектива-то у школы какая?
Вопрос, озвученный в микрофон, разносится эхом по залу. Люди молчат.
Ребятам, которые «варятся только в своем соку», будет непросто общаться, когда они поступят в колледж или университет. По этому поводу начальник районного управления образования добавляет:
– В 9 классе дети поедут на экзамены, будут куда-то поступать. Вы же не закроете их от «большой жизни». Поймите, нет выхода другого, нет перспективы. Даже если мы еще на год оставим здесь основную школу, еще год протянем, протерпим, проблема не исчезнет. И все равно нужно будет принимать решение. Чем быстрее это произойдет, тем лучше будет детям.
«Она дело говорит, но мы отстаиваем родное»
Два ряда в зале, где проходит встреча, заняли жители Рытово — старообрядцы. Тем, что говорят представители администрации, они недовольны. Кто-то в сердцах машет рукой.
У священника Владимира Шибанова в Сергиево-Горскую школу ходят четверо детей. Взяв слово, мужчина отказывается от микрофона. Говорит медленно. Женщины в платках, сидящие рядом, даже перестают шептаться.
– Да, наших детей возят из Рытово в Сергиевы-Горки. Но от Паустово мы живем очень далеко. Ребята будут проводить в дороге массу времени, — рассуждает Владимир. — Это трудно. А когда им уроки учить? Я уж не говорю про то, как мы, родители, переживать будем.
В ответ собравшимся рассказывают, что детей не будут возить в Паустово к восьми часам утра. Можно начинать занятия и в десять. Ребят, «находящихся на подвозе», обеспечат горячим питанием. Рогова приводит пример: уже семь лет дети из деревни Перово ездят учиться в Вязники — и якобы довольны. Между населенными пунктами более 30 километров.
После официальной встречи родители из Рытово, собравшись в кружок, еще какое-то время обсуждают ситуацию.
– Наши дети не хотят учиться в Паустово, они особенные, — с жаром бросает одна из женщин.
Складывается ощущение, что она готова устроить настоящий школьный бунт.
– На самом деле ситуация-то понятна, — вздыхая, говорит Владимир Шибанов. — И у начальника управления образования доводы правильные, объективные. Она дело говорит, но мы-то отстаиваем родное… Можно же и нас понять. Если школу не отстоим, что вообще нам тогда остается?
Попрощавшись, Владимир Шибанов с другими рытовцами выходит из клуба в темноту.
Отбирают у деревень будущее
В Петушинском районе малокомплектную Головинскую общую школу закрыли в 2011 году. В 2013 году — Панфиловскую школу. В обоих случаях родители до последнего отстаивали учебные учреждения. Говорили, что ликвидация школ приводит к потере культурных центров и в перспективе отбирает у деревень будущее. Родителей также волновало, насколько качественно будут организованы автобусные перевозки.
В итоге сегодня ребята из Головино и Панфилово — всего 22 человека — посещают крупную Вольгинскую среднюю общеобразовательную школу. По словам заместителя директора школы Светланы Чвановой, напряженность в отношениях с родителями постепенно спала.
– Согласна, за оптимизацией порой теряется человек, но это, думаю, не наш случай, — рассуждает заместитель директора Вольгинской средней общеобразовательной школы Светлана Чванова. — Да, изначально жители Панфилово, Головино и окрестных деревень очень негативно воспринимали ситуацию и нашу школу. Понятно, что люди привыкли находиться в уютном гнездышке. В маленьком, с проблемами, но родном. Была сильная агрессия. Постепенно мы проводили собрания с родителями. Рассказывали про возможности: у нас есть интерактивная доска, а в тех школах их нет. У нас есть компьютерный класс — там нет. В конце концов, у наших ребятишек есть возможность заниматься в бассейне неподалеку. Родители, оценивая условия и возможности школы, постепенно поменяли точку зрения. К тому же, мы назначили новым детям дополнительного классного руководителя — и она их оберегала, во всем помогала. Вплоть до того, что кормила после уроков и сажала в автобус. Была для мальчишек и девчонок настоящей «школьной мамой». Теперь ребята ко всему привыкли — и очень довольны.
«Без кипучей жизни села умирают»
– У нас одной рукой дают, а другой забирают. Государство принимает различные концепции и программы по развитию сельской местности. Губернатор Светлана Орлова чуть ли не лично контролирует ремонт сельских клубов. Много делается в этом направлении, но, с другой стороны, села и деревни оставляют без сельских школ. И без постоянной кипучей жизни молодежи маленькие населенные пункты потихоньку умирают, — заявила «Русской планете» жительница деревни Вешки Гусь-Хрустального района Ирина, попросившая не называть ее фамилию.
В Вешках школу закрыли в 2013 году — вместе с целым рядом малокомплектных учебных заведений. Однако это только конец истории. Впервые школу хотели закрыть в 2010 году. Тогда и за детей, и за педагогов предпенсионного возраста, которые оставались без работы, заступались всем миром.
Здание Вешкинской школы, в котором учились полтора десятка человек, тоже очень старое, с печным отоплением. На тот момент не было даже нормально спортзала. Местные чиновники предлагали возить детей за 10 километров, в Семеновку. Там местные ребята учились в нормальном кирпичном здании.
Родители вешкинцев приводили массу доводов: вплоть до того, что вешкинские и семеновские между собой не дружат — будут драться «стенка на стенку». Тогда, в 2010 году благодаря общественности удалось найти спонсоров. Школу подремонтировали — и несколько лет чиновники ее «не трогали». А в 2013 и общественное мнение не помогло.
– Сегодня наши детишки учатся в Семеновке. Каждый день ездят на автобусах. Допускаю, что они получают качественное образование. Да, доставка организована нормально, безопасно. Кого попало в автобус на дороге не берут. Только проблемы все равно есть: в ожидании автобуса ребята и родители мерзнут, дети долго находятся в школе, — рассказывает староста Вешек Татьяна Карабулова. В свое время она предала огласке желание чиновников закрыть школу и создала оргкомитет по спасению учебного учреждения.
Карабулова добавляет: по ее данным, администрация оформила в собственность бывшее здание школы, но никак не может его продать. Сам дом выдержал погром и несколько налетов бродяг.
– По сути, здание бесхозное, оно угрожает нашей безопасности. Там любое ЧП может случиться. Но я считаю, что такое сооружение — не самый грустный итог закрытия школы, — признается Татьяна Карабулова. — Грустно стало во всех Вешках. Не звенят дети-колокольчики, не проводятся праздники, которыми раньше славилась школа — в них ведь даже взрослые участвовали. Сегодня этот уголок села мертв. Сад, за которым ухаживали дети, порос полынью. Очень много село потеряло: когда-то у нас отобрали ФАП и отделение почты. Потом школу… Как староста, я сейчас не могу добиться какого-то решения в ситуации с клубом. Разрушенное здание в центре Вешек превратилось в помойку, там все разворотили. Хорошо, что есть хотя бы храм, в котором, как и положено, проходят службы. Только церковь нас и спасает…
Автор тескта и фотографий Никита ЕФИМОВ.