//   Погода:
Новости

Вязниковская вотчина Романовых: истина или вымысел?

Увеличить картинку «Выводы надо подкреплять неопровержимыми доказательствами, иначе в умах, склонных к историческому вольнодумству, появляются вот такие фантазии и домыслы».
(Н.М. Карамзин)

История Вязниковского края, в частности Ярополча Залесского, для многочисленных исследователей представляет огромный интерес. Между тем, подлинных свидетельств о событиях тех времен сохранилось весьма мало, а потому многие вопросы, связанные с историей края периода XIII-XVII столетий, остаются открытыми.

Нам известны исторические исследования о Вязниках: К.А. Веселовского («Город Вязники» В., 1871), местных краеведов Л. И. Аносова, Д.А. Обидина, В.Н. Маштафарова, краеведческие труды А.В. Лебедева «История Вязниковского края с древнейших времен до конца ХХ века», последняя его работа
«Смутное время и Вязниковский край», написанная совместно с кандидатом исторических наук А.В. Морохиным. Особое место в этом вопросе занимают исследования А.Д Тельчарова. Александр Дмитриевич открывает простор к дальнейшему изучению затронутых им вопросов, тем самым, предлагая продолжить изучение истории города. Недавно вышла в свет книга вязниковского краеведа Л. И. Аносова «Ярополч Залесский и Вязниковский край».
Есть и другие труды, связанные с этой темой. Так на краеведческом небосводе появилась новая работа «Вязники, древний Ярополч, родовая вотчина бояр Кошкиных, дедина Российского императорского дома» (М.: Эдитус, 2012). Автор В.А. Кошкин-Вязниковцев. В книге 120 страниц, тираж — 300 экземпляров
Как сообщает сам автор, цель книги — описание истории коренного рода и предков Российского императорского дома, малой родины — родового гнезда этого именитого рода.

Не стану говорить о книге в целом. Остановлюсь на некоторых моментах. В своей работе В.А. Кошкин-Вязниковцев ставит всю известную нам историю Ярополча Залесского и слободы Вязники с ног на голову. Основной его прием: перечисление некоторых фактов, затем следует — «из чего можно предположить», и вывод — «а значит, так и было».

Главным действующим лицом автор делает боярина Федора Кошку, основателя рода Кошкиных, от которых впоследствии произошел род Романовых. Он характеризует его как друга, соратника Великих князей Дмитрия Донского и Василия I. По его выводам князь Ф.А. Кошка — это дипломат, политик, первый известный министр иностранных дел и министр финансов. И именно в Вязниках в XIV- XV веках он вершил свои исторические дела и здесь трагически погиб 21 апреля 1408 года.

Используя легенду об увязшем князе Кие, что послужило якобы поводом дать слободе имя Вязники, автор отождествляет боярина Ф.И. Кошку с князем. И делает сногсшибательный вывод, заявляя, что эту дату можно считать датой рождения Вязниковской слободы.

Затем, ссылаясь на особое внимание первых царей Романовых к Благовещенскому монастырю, утверждает, что именно на месте монастыря и были захоронены Федор Кошка и его супруга Василиса.

Возникает вопрос, а хорошо ли изучил автор историю рода Романовых вообще? Из работ именитых российских учёных, издавших фундаментальные исторические труды, известно, что «род бояр Романовых, из которых произошел новый русский царь, не был княжеским». При этом надо отметить, что «боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства. Боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям».

Родовой усыпальницей Романовых считается Новоспасский монастырь. В подвальной части Спасо-Преображенского собора, расположенного на территории монастыря, находится ряд могил, среди которых погребения бояр Захарьиных-Романовых. В подклете собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых. Вряд ли такого знаменитого деятеля, как Ф. Кошка, и его супругу, в том числе и его детей Михаила и Никифора могли похоронить в Вязниках на «убогой земле», предназначенной для погребения скоропостижно умерших, к которым относились пьянь-чужки, бродяжки и др.
Более того, в вязниковском Благовещенском монастыре существовал синодик, в который внесены строители, игумены, род царевны Ирины Михайловны, род князя Ф.И. Ромодановского и другие важные лица, но имени Федора Кошки мы там не найдем.

Даже используя легенду о князе Кие, автор путается. В одном месте тот «увяз в болотистой местности, ныне составляющей самый центр города». В другом
— Кий отправляется со своим слугой на охоту за реку Клязьму.

Трудно себе представить выезд князя на охоту с одним слугой. А где конюхи, псари, прислуга? Ведь, не на час же он выезжал на охоту. Притомившись, надо было отдохнуть и перекусить. И уж совсем невозможно себе представить, чтобы окружающие тонущего князя люди, могли кричать ему — «Вязни!».
На обложке книги автор поместил герб рода Кошкиных. И вновь автор показывает незнание истории или просто лукавит. Дело в том, что своего родового герба у царей рода Романовых не было.

С момента прихода к власти (1613 год) династия Романовых пользовалась государственным гербом — двуглавым орлом, как личным. Приведенный же на обложке книги герб — это герб Яковлевых, из потомства Андрея Ивановича Кобылы, одного корня с Романовыми.

Он представляет собой корону над двумя крестами на красном поле и четко просматривается на всех гербах. На существующем же вязниковском гербе ничего подобного нет.

Во второй половине XIX века императорская семья пожелала обзавестись собственным родовым гербом. Б.В. Кёне, взяв за основу романовское предание и рисунок на прапоре боярина Н.И. Романова, создаёт герб, который получил Высочайшее утверждение 8 декабря 1856 г. в царствование императора Александра II. Отмечу, что на родовом гербе Романовых нет ни одного русского символа.

Главным моментом книги является предположение автора, что Ярополч и Вязники являются родовой вотчиной бояр Кошкиных — дединой Российского императорского дома.

Сначала автор приходит к выводу, что родовая вотчина — дедина Царского императорского дома до сих пор неизвестна. Но, поскольку основателем рода общепризнано считают боярина Федора Андреевича Кошку, то и искать следует именно его вотчину. При этом оговаривается, что, если такие документы утрачены, то найти вотчину можно только по косвенным признакам, к которым автор относит образ жизни и профессиональную деятельность боярина, сохранившиеся документы о владениях его потомков, личное отношение потомков к тому или иному населенному пункту, а также характерные названия населенных пунктов по прозвищу или имени. Из всего этого делается главный вывод, что искать вотчину боярина Ф.А. Кошки следует в великом княжестве Владимирском.

Основываясь на этом, учитывая, что более десяти населенных пунктов, именуемых Кошкино, Кобылино могло принадлежать этому роду, автор приходит к выводу, что вотчиной боярина Ф. Кошки была именно Ярополческая волость с центром в Вязниках. А поскольку боярин — основатель рода Кошкиных, то его вотчина и является родовым гнездом всех его потомков. Вот так ни много, ни мало.

А вот что говорит историк Компенгаузен о родовых имениях Романовых до введения дома на Всероссийский престол: «Род Романовых обладал многими имениями и землями, которыми были в разное время жалуемы Российскими Государями предки сего рода, большею частью за их выдающиеся заслуги; но имения и земли эти были от членов рода Романовых отобраны в начале 17-го века, когда царь Борис Годунов начал свои против них преследования. Впоследствии, когда Годунов, по поводу женитьбы своего племянника на Ирине Никитичне Романовой, несколько примирился с Романовыми, тогда он возвратил им часть отписанных имений и в том числе, как родовую вотчину, село Клин, в каковой вотчине и были водворены те члены рода Романовых, которых царь Борис не успел еще извести смертью.

Село Клин действительно находится во Владимирской губернии, но в Юрьев Польском уезде. Было и другое имение недалеко от г. Костромы, возвращенное семье Романовых по возвращении их из ссылки.

Теперь о Вязниковской слободе и Ярополческой волости. Как пишет А.Д. Тельчаров: «В 1609 году царь Василий Шуйский пожаловал боярину Ф.И. Мстиславскому «за Московское осадное сидение в Володимерском уезде в Ярополческой волости Вязниковскую слободку да село Минино… Михаил Федорович пожаловал ему «по царя Василия сведаче, за царя Василия московское осадное сидение, из своих государевых из дворцовых сел в Ярополческой волости Вязниковскую слободку непашенную на речке Волшне, да село Минино…».

Ярополческую вотчину наследовала вдова Фёдора Мстиславского Домни- кея Михайловна. После смерти последней из рода Мстиславских — Ирины Ивановны — Вязниковская слобода и другие владения в Ярополческой волости вернулись в Приказ Большого дворца, к его Сытному двору.

Сам царь Алексей Михайлович в грамоте от 1649 года и указе 1652 года пишет следующее: «От царя и Великого князя Алексея Михайловича Всея Руси в Владимирском уезде в нашу дворцовую вязниковскую слободу сытного дворца стряпчему Федору Капустину.»

Вывод более чем однозначен — Вязниковская слобода и Ярополческая волость никогда не были вотчиной Романовых. С этим согласны и наши краеведы А.В.Лебедев и В.В. Борисов.

На мой взгляд, книга В.А. Кошкина — Вязниковцева представляет собой не что иное, как компиляционное сочинение на основе чужих исследований без анализа первоисточников. Но есть у книги и положительный момент. Она заставляет неравнодушного, любящего историю своей малой Родины, вязниковца искать истину. Потому что истина где-то рядом.

Юрий ВАСИЩЕВ.

На фото — фамильный герб дома Романовых.

Поделиться новостью

Добавить комментарий