Хотите в Рыло? Пожалуйста!
На одной из районных автостанций коренастый таксист озабоченно бегал среди ожидавших посадки пассажиров, деловито вопрошая: «Кому в Рыло? В Рыло — кому?!» Приезжие с недоумением и даже с испугом смотрели на, как им казалось, слишком пытливо и даже с вызовом заглядывавшего в глаза людей напористого водителя.
— А что, у вас тут…, ну, в рыло — это запросто?» — осторожно вполголоса интересовались они у «аборигенов».
— Вы что же, в Рыло хотите? — громко и как бы даже радостно переспрашивали в ответ местные и, не слушая протестов враз побледневших собеседников, звали «бомбилу»:
— Василий, тут граждане в Рыло желают!
Сразу необходимо оговориться — подобная сцена, как правило, вовсе не кончалась примитивным мордобоем. Просто все дело было в историческом недоразумении.
Всего в 6-ти километрах от поселка Мстера Вязниковского района и лишь в двух — от границы Владимирской и Ивановской областей находится село Новоклязьминское. Клязьма, действительно, бежит в Оку всего лишь в полутора километрах оттуда, однако в нынешнем сельском названии при видимой благозвучности — сплошной обман. Во-первых, река, когда-то протекавшая рядом с селом, давным-давно ушла в сторону, промыв себе новое извилистое русло. От прежнего осталась лишь старица — длинное и узкое озеро Нефро. Во-вторых, Новоклязьминским село называется всего лишь 18 последних лет. Сегодня оно входит в состав Южского района Ивановской области, а до того оно более полутора веков находилось в Вязниковском уезде Владимирской губернии, причем именовалось короче и проще — Рыло!
О происхождении такого своеобразного названия местные жители рассказывают, что со стороны старой дороги из прежнего села Южа в город Вязники холм Венец, на котором возникло селение, издали напоминал свиное рыло. Так по простоте Рылом и нарекли. В старину Рыло входило в состав дворцовой Ярополческой волости с центром в городе Ярополч-Залесский и являлось владением царской фамилии. По преданию люди там жили еще до монгольского нашествия.
До 1720 года это селение было деревней, а в январе того года местный выборный крестьянин (что-то наподобие нынешнего депутата) Иван Антропов подал челобитье о строительстве в Рыле деревянной церкви в честь Рождества Христова с приделом св. Николая Чудотворца. В течении лета того же года храм был построен и туда по благословению митрополита Крутицкого Игнатия Смолы греческим митрополитом Милиникийским Григорием был посвящен первый рыловский священник Иван Алексеев. В Рыле батюшке пришлось нелегко: большая часть прихода поначалу придерживались старообрядческого раскола, а рыскавшие в лесной заклязьминской стороне разбойники не раз наведывались в дом иерея «ночною порою», причем в 1724 году даже отобрали у него семенной хлеб.
В 1780-х годах первая деревянная церковь в селе Рыло сгорела, и взамен местные крестьяне купили другой, тоже деревянный храм в селе Егорий за Вазалью соседнего Ковровского уезда и перевезли по бревнышку к себе. А уже в 1823-м по инициативе тогдашнего настоятеля Андрея Петрова по благословению Владимирского и Суздальского епископа Парфения в Рыле начали строить каменную Христорождественскую церковь, которая окончательно была закончена только в 1838 году — спустя 3 года после смерти отца Андрея.
Спустя 90 лет после освящения каменного храма в 1928-м во время ремонта под церковным полом было найдено захоронение священнослужителя в ризе и с медным кадилом, от останков которого явственно исходило благоухание — свежий цветочный аромат, как это случается с мощами святых. В храме над гробницей стояло странное свечение. После того, как потемневший от времени гроб обследовали вызванные из Вязников сотрудники НКВД, новоявленные мощи захоронили неподалеку от церкви. По одной из версий могила неизвестного угодника (возможно, это был первый местный иерей Иоанн, который конец жизни провел во Введенском монастыре в Вязниках, а похоронен был в конце 1730-х годов в том селе, где начинал свое пастырское служение) теперь находится под искривленной сосной близ храма. Говорят, что песком, взятым с могилы, селяне лечили многие болезни.
В старину Рыло входило в состав Владимирского уезда, а с 1778 года после образования Владимирской губернии оказалось в составе новообразованного Вязниковского уезда. С давних пор неподалеку от села существовал перевоз через Клязьму. И теперь там можно найти частного лодочника, который переправит по кратчайшему пути через реку и даже завезет в заводь-озеро Виньба, от которое соседствует с озером Мстера, а до поселка Мстера там всего километра 3-4. Сухим же путем объезд на авто может занять несколько часов. Теоретически из Новоклязьминского есть грунтовая лесная дорога до деревни Козлово в вязниковском Заречье, но там проехать может разве что специально подготовленный внедорожник.
В 1981 году название села власти сочли неблагозвучным. Специальным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1981-го село Рыло было официально переименовано в Новоклязьминское. Впрочем, местные жители прекрасно помнят старое название и часто его употребляют, из-за чего прежде, да порой и теперь с заезжими гостями случаются недоразумения.
Сегодня в Новоклязьминском проживает 248 человек, из которых большинство — пенсионеры. Прежде дававший работу селянам колхоз «Восход» захирел (там занято всего 17 человек) и, того гляди, вообще перестанет существовать. Скот уже весь продан, и перспективы у когда-то зажиточного хозяйства, похоже, нет никакой. Сельская школа из средней стала десятилеткой — учеников там осталось чуть более 30-ти. Впрочем, в бывшем Рыле есть свой клуб, библиотека, ФАП, лесопилка, два магазина и даже своя Новоклязьминская администрация. У местного главы Михаила Ромашова множество проблем, которые решать все труднее. Сейчас одна из наиболее насущных задач — ремонт почти пришедшего в негодность водопровода, для чего в местном бюджете хронически не хватает средств.
Но, не смотря ни на что, оптимизма жители села не теряют. Народ там дружный. Люди вместе выживают, вместе отмечают праздники, стремятся сделать свою жизнь красивее и разнообразней. К примеру, напротив местной мэрии усадьба семьи Грызаловых радует глаз обилием цветников и различных декоративных изысков. Тамошняя хозяйка Ольга Грызалова — ведущий специалист местной администрации и, одновременно, большой патриот своего родного села. Непременным участником всех торжеств является сельская самодеятельность. Народный хор для селян не «принудиловка», а отдушина для реализации талантов. Славится бывшее Рыло и своими рукодельницами. Старейшая из них Антонина Николаевна Погорелова — автор изящных вышивок, в том числе на православные темы. Фактически, это шитые иконы, на создание которых требуется не один месяц.
В Новоклязьминском восстанавливается закрытая в советское время и наполовину разрушенная Христорождественская церковь. Не сохранилась лишь колокольня, снесенная до основания. А когда-то малиновый звон оттуда в погожий тихий вечер был слышен за 25 километров даже в Вязниках, не говоря уже о Мстере. Нынешний настоятель храма отец Константин использует все возможности для того, чтобы придать церкви большее благолепие.
Не забывают в селе и спорт. Ежегодно в спортивном зале Новоклязьминской школы проходит « матч века » по волейболу, в котором при стечении многочисленных болельщиков селяне борются за победу со сборной из соседнего поселка Моста. И хотя в Мосте население куда больше, рыловцы соседям не уступают!
Окрестности села удивительно живописные и привлекают немало туристов из разных мест, в том числе и из Москвы. Совсем рядом озеро Нефро, через которое узкий мостик ведет в расположенную рядом деревню Подъелово. Селяне рассказывают, что на этом озере когда-то снимались сюжеты для приключенческого кинофильма «про индейцев» «Зверобой». Рыбалка там замечательная. Прежде на Нефро существовала даже специальная рыболовная артель. Окрестные леса на редкость богаты грибами и ягодами, а находящиеся неподалеку болота — клюквой. Воздух в сосновых борах — словно целебная хвойная настойка. В старицах и озерах близ Новоклязьминского обитает выхухоль, часть окрестной территории входит в государственный природно-биологический заказник федерального значения «Клязьменский». От Новоклязьминского всего 15 километров до известного озера Кщара — настоящей Мекки туристов, охотников и рыболовов.
Говорят, что селяне, находясь в гостях в своем райцентре или где подальше, во время застолья, будучи уже изрядно навеселе, от доброты души порой начинают звать новых приятелей на свою малую родину. Новое длинное название села чуть заплетающимся языком выговаривается плохо, поэтому сельский мужик проникновенно спрашивает собеседника:
— Хочешь в Рыло?
И исторический анекдот повторяется в очередной раз — порой с непредсказуемыми последствиями…
Николай ФРОЛОВ.