Вязниковский крестьянин Иван Базанов — «Император Сибири»
Во второй половине XIX века слава купца-миллионера Ивана Ивановича Базанова гремела по всей России — от Москвы до Восточной Сибири. А когда в 1813 году в семье крестьянина прихода села Спас-Шелутина Вязниковского уезда Ивана Базанова родился сын, нареченный, как и родитель, Иваном, никто не мог даже предположить, что этот младенец со временем будет контролировать почти 200 золотых приисков и золотоносных участков, а также целый флот на великих сибирских реках! До сих пор в Вязниках и Перми, Иркутске и Петербурге можно видеть массивные здания, возведенные на базановские миллионы, причем по большей части — для учебных и благотворительных заведений. А ближайший соратник и компаньон Базанова Михаил Сибиряков своим огромным состоянием заложил основу для будущих научных исследований Арктики. Некоронованным императором Сибири называли Ивана Базанова, который прошел путь от крестьянской избы до состояния в 15 миллионов золотых рублей.
Иван Базанов-младший в конце 1840-х годов в 37-летнем возрасте покинул родной Вязниковский уезд в поисках лучшей доли. В Российской Империи ловцы Синей птицы двигались на восток — в бескрайнюю, одновременно сулящую огромные возможности и гибель в далеком лесном краю неизведанную Сибирь. Как именно богател вчерашний вязниковский крестьянин Базанов — до конца не выяснено до сих пор. Известно лишь, что в 1857 году 44-летний Иван Иванович добился, выражаясь современным языком, лицензии на разработку золотых приисков в Восточной Сибири. Вместе со своим другом купцом Михаилом Сибиряковым Базанов организовал компанию по добыче золота в долинах рек Лена и Витим, которая для «маскировки» получила название «Ленско-Витимское пароходство Ко Сибирякова и Базанова». В середине 1860-х годов в число компаньонов данной фирмы вошли сибирские купцы Немчинов и Трапезников. Спустя 20 лет после начала работы на компанию, основанную Базановым и Сибиряковым, работали тысячи старателей, матросов, рабочих, лоцманов, возчиков, десятки капитанов, геологов, инженеров. Большая часть золота добывалась в Олекминском округе, но отдельные пароходы Базанова доходили и до Якутска.
Иван Базанов щедро жертвовал огромные суммы на содержание приютов и богаделен, строительство церквей и школ в различных городах и губерниях. «Нажил сам — поделись с другим!», — любил повторять золотопромышленник. За выдающиеся коммерческие достижения и не менее значимую благотворительность он был пожалован в чин действительного статского советника (равного генерал-майору). Рожденный крестьянином, Базанов стал Его Превосходительством, был отмечен орденами и медалями. Но прославился «император Сибири» вовсе не этим. В 1883 году после кончины Ивана Ивановича было обнародовано его завещание, которое удивило всех: значительную часть многомиллионного состояния Базанов завещал на общественно полезные цели.
Миллионер и генерал был лишен семейного счастья. Его любимые дети умерли раньше его. Поэтому наследниками Ивана Ивановича стали невестка — вдова покойного сына Петра Юлия Базанова и зять — муж покойной дочери База- нова Екатерины Ивановны граф Петр Сиверс. Нередко бывает, что распоряжения завещателя выделить крупную часть наследства на благотворительность сильно раздражает его родню, которая потом стремиться каким-либо образом «минимизировать» потери, выполнив волю богача лишь формально. Но в семействе Базанова, редкий случай, и Юлия Базанова, и граф Сиверс не просто постарались исполнить завещание Ивана Ивановича как можно добросовестнее, но и потратили на помощь современникам почти все наследство.
К помощи базановского семейства прибегали очень известные люди, отчаявшиеся найти поддержку в иных местах. Например, писатель граф Лев Толстой попросил Юлию Базанову помочь профинансировать переселение духоборов — крестьян- пацифистов, подвергавшихся преследованиям в России, в Канаду. На это требовалось около 7 миллионов рублей!
«С этой целью я обращаюсь к вам, прося вас пожертвовать на это, несомненно, доброе дело столько, сколько вы найдете нужным и возможным. В ожидании ответа остаюсь уважающий вас, Лев Толстой» — такое письмо направил Базановой классик. Юлия Ивановна заключила договор с владельцем крупной пароходной компании господином Каменским, суда которого и перевезли 7500 духоборов в Новый Свет.
В российской истории более всего известны крупные пожертвования Юлии Базановой Императорскому Московскому университету.
Целиком на ее средства в 1894-1895 гг. на Девичьем поле была построена и оборудована университетская Клиника болезней уха, носа и горла — в то время единственная специализированная больница данного рода в стране. На эти цели Базанова потратила более 1 миллиона рублей — огромную сумму по тем временам, когда, скажем, годовая зарплата владимирского губернатора (самая большая в губернии) составляла 10 тысяч рублей. После открытия клиники База- нова пожертвовала еще более полумиллиона рублей на обеспечение содержания данного учреждения. Московская городская дума присвоила клинике имя Юлии Базановой.
Долгое время на свои средства Юлия Ивановна содержала Иркутское географическое общество. Она финансировала мероприятия, посвященные 300-летию присоединения Сибири к России. В Румянцевском музее в Москве находилась этнографическая коллекция, связанная с её именем.
На базановские миллионы была выстроена школа в Ялте и городское училище в Перми. В Вязниках на пожертвованные по завещанию тестя графом Сиверсом 100 тысяч рублей на улице Благовещенской отстроили и оснастили всем необходимым техническое училище имени И.Базанова, торжественно открытое в 1898 году и позже преобразованное в Вязниковский механико-текстильный техникум. А в центре Иркутска вырос огромный по прежним меркам Базановский воспитательный дом — спасший тысячи детей и подаривший им путевки в жизнь. На средства семьи Базанова не только было выстроено здание приюта, но выплачивалась жалованье его персоналу. Еще в Иркутске Базановы выстроили Ивано-Матренинскую больницу — одно из крупнейших лечебных учреждений Восточной Сибири, названную так в честь самого Ивана Базанова и его жены Матрены. Историки установили, что всего Юлия Базанова и граф Петр Сиверс потратили на благотворительность более 10 миллионов рублей — почти все базановское наследство.
Ю.И.Базанова остаток дней провела в Петербурге, где на Сергиевской улице (ныне — Чайковского, 28) выстроила роскошный особняк. Сегодня там размещается петербургский Дом юриста, а интерьеры базановского дворца впечатляют столь сильно, что туда не прекращается потом экскурсантов, желающих посмотреть на великолепие резиденции невестки «императора Сибири». Современники так писали о Юлии Базановой: «Жертвуя большие средства на добрые дела, она никогда этого не подчеркивала, о них не разглашала и очень не любила какой-либо гласности и официальности, наоборот, помогала и благодарила с редкой скромностью и простотой».
А в истории больше всего прославилось семейство друга Базанова Михаила Сибирякова. Сын последнего Александр употребил доставшиеся на его долю миллионы, на исследование Севера. В честь заслуг Сибирякова-младшего в 1916 году был назван купленный Россией в Англии ледокольный пароход, позже прославившийся путешествием по Северному морскому пути в 1930-е годы. Сам Сибиряков к тому времени находился в эмиграции во Франции, но пароход переименовывать не стали. В СССР попросту объявили Сибирякова… умершим — задолго до его настоящей кончины.
Граф Сиверс, имевший звание камергера императорского двора, до самой кончины прожил в Иркутске, где его выбирали членом городской управы. Он умер в 1892 году в Москве, но был погребен по завещанию в склепе Иркутского Вознесенского Мужского монастыря рядом с могилами жены, сына, тестя и тещи.
Во Франции сгинула и последняя представительница рода База- новых — внучка Ивана Ивановича Варвара Петровна. Ее судьба до сих пор неизвестна. А сама Юлия Ивановна Базанова скончалась в 1924-м.
Недавно на заброшенном погосте Спас-Шелутино был найден наполовину обломанный надгробный памятник из когда-то белого, а ныне потемневшего от времени мрамора, на котором значилось, что он воздвигнут наследниками действительного статского советника Ивана Ивановича Базанова — по его завещанию на могилах близких. И эта мраморная глыба — последний осколок огромной «золотой империи».
Николай ФРОЛОВ.
На фото Иван Иванович Базанов.