Памятник нашему земляку Штирлицу
24 октября в городе Кемерово при большом скоплении народа будет открыт первый в России памятник штандартенфюреру Максу Отто фон Штирлицу, также известному как Максим Максимович Исаев.
Монумент главному герою книг Юлиана Семенова поставят возле официально открывающегося в тот же день большого баварского ресторана «Мюнхен». Известно, что на открытие приглашен лидер ЛДПР Владимир Жириновский, поскольку, как считают организаторы мероприятия, он единственный российский политик, радеющий за отечественные спецслужбы.
Появление бронзового героя многосерийного телефильма «17 мгновений весны» в Кемерово в какой-то мере обосновано. «Агентство национальных новостей» сообщает, что один из прототипов Штирлица — казах Жандос Исаев — в 1930-х годах жил в Кемеровской области и ловил иностранных шпионов на строящемся Кузнецком металлургическом заводе.
Похвастаться первым в России скульптурным воплощением образа самого известного советского литературно-кинематографического разведчика могла бы и Владимирская земля. Фанаты Штирлица в книгах Юлиана Семенова давно отыскали строки, свидетельствующие о том, что, как минимум, детство Максима Исаева прошло где-то под городом Гороховцом.
В «Семнадцати мгновениях весны» Юлиан Семенов пишет:
«Штирлиц понял, что его тянуло именно к этому озеру, оттого, что вырос он на Волге, возле Гороховца, где были точно такие же жёлто-голубые сосны».
Упоминание Гороховца, который вообще-то стоит на Клязьме, в привязке к Волге поклонников разведчика не смущает. Они списывают это несоответствие на слабость Семенова в географических познаниях или вспоминают, что Гороховецкий уезд во времена детства Штирлица простирался чуть ли не до Волги.
Весной 2002 года владимирские газеты писали, что местные энтузиасты решили поставить изваяние Штирлица в Гороховце. Называли даже спонсора — общественную организацию «Жертвы гестапо» из немецкого города Эрланген и имя возможного скульптора — Вячеслава Клыкова. Позднее, однако, выяснилось, что эта информация вроде бы была первоапрельской шуткой.
Во второй раз об установке памятника Штирлицу на Владимирской земле заговорили в 2006 году. Вязниковские краеведы, копаясь в истории, предположили, что родиной предков разведчика Исаева-Штирлица по отцовской линии была деревня Исаево под Вязниками. Поэтому новым местом для изваяния, вроде бы выбрали берег Клязьмы между Вязниками и Гороховцом, где-то в районе села Пировы Городищи.
На сайте «инициативной группы и строительного отряда памятника «17 мгновений весны» на родине главного героя» об этой затее можно прочитать следующее:
«Эта идея привела в восторг местного живописца Владислава Некосова. На свой страх и риск он уже набросал эскиз памятника, установить который предполагается на высоком левом берегу Клязьмы между Гороховцом и Вязниками. Высота будущего памятника чуть менее трех метров. Согласно задумке автора, Штирлиц шагает навстречу реке, выходя из дверей несуществующего здания. Причем одна дверная створка — копия двери берлинского кафе «Элефант», где любил сиживать за кружкой пива штандартенфюрер. Вторая дверная половинка должна быть как две капли воды похожа на входную дверь в здание ФСБ на Лубянке. За бронзовым Штирлицем собираются построить кафе, где с утра до вечера будет звучать музыка Микаэла Таривердиева к «Семнадцати мгновениям весны». За одним из столиков планируется усадить бронзового же Юлиана Семенова с рукописью романа».
Идея тогда не нашла понимания у вязниковских районных властей и памятник легендарному разведчику на Владимирской земле так и не появился. Как не появился он и в других местах, в частности, в Москве и Владивостоке, где с инициативой увековечивания героя Юлиана Семенова также выступала общественность.