Погост-призрак с кладом и привидениями
Недавно немало шума наделала история с призраками, якобы обнаруженными в заброшенном Веретевском погосте Камешковского района, которых будто бы даже сфотографировали заезжие уфологи. Но и в Вязниковском крае есть не менее загадочное место — погост Саварня. Находится он в густом и местами почти непролазном ело-во-березовом лесу на западной окраине Вязниковского района в нескольких километров к югу от федеральной автотрассы М7 "Волга". Этот погост не обозначается даже на подробных топографических картах и добраться туда даже с близко расположенного шоссе непросто. Можно изрядно покружить, пока выйдешь к еле различимой за молодой порослью опушке, где среди кустов, высокой травы и упавших деревьев видны остатки могил, полусгнившие кресты, ржавые металлические и обросшие мохом каменные памятники. Сегодня туда забредают разве лишь "черные следопыты". Их воображение бередят старые описания богатой утвари из серебра и с украшениями из жемчуга давно снесенного храма на Саварне и рассказы о будто бы зарытом в 1920-е годы кладе, в котором последний батюшка спрятал имущество подлежавшей закрытию церкви. Но вместо клада они находят лишь замшелые валуны, а в дебрях незваным гостям мерещутся какие-то неясные силуэты — не то тени, не то привидения…
Саварня имеет многовековую историю. По преданию, погост существовал еще при отце Ивана Грозного великом князе Василии III. В 1623 году вместо обветшавшего деревянного храма по благословению Патриарха Филарета — отца царя Михаила Федоровича местный вотчинник Прокопий Хрисанфович Измайлов, прежде несколько лет служивший воеводой в Тюмени и заново отстроивший тюменский острог, владевший сельцом Мерзяевым в саварнинском приходе, выстроил новую деревянную Богородице-Рождественскую церковь с приделом во имя Николая Чудотворца.
В 1653 году в Саварне имелось 6 дворов, где жили члены церковного причта, а в приходе погоста значилось 153 двора крестьян и барская усадьба. В начале 1720-х гг. в погосте построили второй храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Но в 1750-м страшный пожар фактически уничтожил Саварню. Сгорели даже антиминсы — шелковые платы,полагаемые на престол для совершения литургии, и запасные Святые Дары. Почти четыре года погост был мертв, пока по благословению первого архиерея возрожденной владимирской епархии Платона (Пе-трункевича) в 1754 году не была построена и освящена новая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с Никольским приделом.
Ровно два столетия спустя после строительства воеводы Измайлова в Саварне в 1823 году начали возводить каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Владимирской иконы Божией Матери. Работы велись почти четверть века. Каменную церковь освятили лишь в 1848 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения.
Каменный храм в Саварне строился при священнике Исидоре Михайлове, сын которого Иван по месту рож-
дения получил фамилию Сава-ренский. Протоиерей Иван Исидорович Саваренский служил настоятелем Благовещенского собора в Гороховце, а внук священника затерянного в лесу погоста Федор Иванович Саваренский занимал должность секретаря Гороховецкого съезда мировых судей, выслужив потомственное дворянство. Прославил же фамилию Саваренских представитель следующего поколения семейства Федор Петрович Саваренский — инженер-геолог и гидрогеолог, академик, основоположник отечественной инженерной геологии. Он участвовал в проектировании и строительстве Днепрогэса, Куйбышевского и Соликамского гидроузлов, возглавлял экспедицию по строительству Московского метрополитена, каналов Волга-Дон, имени Москвы. Академик был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Скончался он в 1946 году в Москве в 65-летнем возрасте.
Видным ученым — геофизиком и
сейсмологом был и сын академика Евгений Федорович Саваренский — член- корреспондент Академии Наук СССР, организатор и руководитель руководитель сейсмостанции "Москва", на которой действовала служба срочных донесений в правительство СССР обо всех ощутимых колебаниях почвы на территории страны и сильнейших — на всей планете. В течение 30 лет с 1950 по 1980 гг. Е.Ф.Саваренский занимал должность профессора кафедры физики Земли физфака МГУ, был вице-президентом Международной ассоциации сейсмологии и физики земных недр, президентом Европейской сейсмологической комиссии при Международном союзе геодезии и геофизики, членом Консультативного комитета по ослаблению сейсмической опасности при ЮНЕСКО. Фамилия Саваренских, в которой оказалось увековеченным и прославленным название старого погоста, существует до сих пор.
Сам же погост фактически уничтожили еще в 1930-е годы. Храм закрыли, а позже разобрали на кирпич до основания. Полученный материал пошел на строительство в соседнем колхозе. Последним священником в Саварне был Василий Алексеевич Постников, получивший место настоятеля в 1911 году. Воз-можно, именно он в конце 1920-х гг. спрятал драгоценную церковную утварь в погосте, которую, кажется, до сих пор так и не нашли…
Сегодня от каменной церкви с колокольней в Саварне не осталось и следа. Кладбище при погосте просуществовало до 1960-х гг. — там по инерции еще продолжали хоронить жителей соседних деревень. А потом исчезли сами приходские деревни. Из 11 приходских селений, население которых в конце XIX века составляло 1139 человек, уцелели лишь 3, причем в двух из них обитают одни дачники. Только Симонцево сохранилось в качестве полноценного населенного пункта благодаря тому, что стоит на шоссе Москва-Нижний Новгород.
О Саварне нынче вспоминают лишь немногие старики из Симонцево и соседнего Сарыево. Еще живы старушки, которые могут рассказать, про красоту убранства сгинувшего, словно мираж, храма средь леса, о чудотворном образе Владимирской иконы Божией Матери, почитаемом во всех селениях вокруг Саварни, в серебряной с позолотой кованой ризе с венцом из драгоценного жемчуга. Говорят и о призраках, которые, будто бы до сих пор хранят легендарный церковный клад среди лесных зарослей…
Николай ФРОЛОВ.
На иллюстрациях:
1. Патриарх Филарет (Романов), благословивший строительство церкви в Саварне в 1623 году.
2. Академик Федор Петрович Саваренский.