Внук вязниковского батюшки стремится восстановить главную святыню родного города
Вязниковец Николай Юрьевич Толбухин, уроженец поселка Мстера, возглавляет динамично развивающуюся строительную организацию ООО «СУ-233», специализирующуюся на производстве общестроительных работ по возведению зданий и любых видов сооружений. Эта компания фактически является преемником прежнего Вязниковского РСУ, которым много лет руководил заслуженный строитель России Петр Михайлович Муллер — почетный гражданин города Вязники, сдавший в «песенной столице России» около 170 различных объектов. Сегодня «СУ-233» продолжает лучшие традиции РСУ и хорошо известно как во всем владимирском регионе, так и за его пределами. Решающую роль в этом играет руководитель, однако, помимо своей основной деятельности, Н.Ю.Толбухин, профессиональный строитель и юрист с двумя высшими образованиями, ведет еще и большую общественную работу. В 2011 году земляки избрали его депутатом Вязниковского горсовета, где Николай Юрьевич возглавляет Комитет по вопросам ЖКХ, который решает самые сложные и насущные проблемы данного муниципального образования. А в 2012-м Н.Ю.Толбухин сменил П.М.Муллера на посту председателя Попечительского Совета по воссозданию Свято-Казанского собора — главной святыни Вязников, взорванного весной 1929 году. И это символично вдвойне, так как дед Николая Юрьевича иерей Сергий Гусев когда-то служил священником именно в этом храме!
— Николай Юрьевич, какие главные задачи приходится решать в качестве депутата Совета муниципального образования «Город Вязники»?
— Помимо текущих коммунальных проблем, которым несть числа, одну из главных задач вижу в увеличении доходной части городского бюджета. Для дальнейшего развития Вязников, в том числе его экономики и благоустройства, необходимо привлекать инвестиции. Для этого следует использовать все возможности, включая и личные связи. Пока, к сожалению, у нас в Вязниковском районе не самый лучший инвестклимат, да и имидж тоже далеко не оптимальный в территории.
— Как можно изменить ситуацию?
— Прежде всего, во властных структурах надо существенно сократить время документооборота. Пока же местные чиновники при выдаче любой справки или при ответе на письменный запрос нередко выдерживают полный месячный срок, что зачастую совершенно неоправданно. Органам МСУ следует больше работать над развитием инфраструктуры, участвовать в различных целевых программах регионального и федерального уровня для привлечения дополнительных средств из вышестоящих бюджетов. Отдельный вопрос, над которым мы все вместе должны работать, создание положительного имиджа города Вязники. Конечно, это задача не одного месяца или даже года, но ее надо последовательно решать!
— Вы один из самых активных сторонников восстановления варварски взорванного большевиками Свято-Казанского собора в центре старых Вязников. Как подвигается это благородное начинание?
— Мы с единомышленниками, патриотично настроенными вязниковцами бьемся за воссоздание этого храма, который являлся символом и главной православной святыней нашего города. Кстати, в нынешнем году исполняется 340 лет с того времени, когда этот храм был окончательно достроен — это случилось в 1674 году. Тогда он возводился не только на пожертвования вязниковцев, но и, прежде всего, на царские деньги. Значительные средства выделил царь Алексей Михайлович Романов — отец Петра Великого. Исторические документы сохранили точные цифры — во сколько обошлось строительство собора, и кто сколько пожертвовал. Известно, что из государевой казны было передано 934 рубля (огромная сумма по тем временам) и 1400 пудов железа. Еще 264 рубля 75 копеек выделила Православная Церковь, а сумма «мирского подаяния» — то есть пожертвований вязниковцев составила 473 рубля 36 копеек. Нетрудно подсчитать пропорцию — средства горожан даже тогда при поголовной религиозности и истовой приверженности православию той поры составили лишь чуть более четверти всей необходимой суммы, даже не учитывая стоимость железа. Очевидно, что и теперь лишь собственными силами вязниковцев заново построить столь масштабный пятиглавый собор с высокой шатровой многоярусной колокольней очень непросто, если вообще возможно.
— В какой стадии процесс восстановления?
— Как известно, было решено начать со строительства колокольни. Заложен фундамент этой звонницы и возведены стены на высоту более двух метров. Все эти работы проводились исключительно на пожертвования. Порой приходится сталкиваться с примерами редкого бескорыстия и патриотизма. Например, в 2013 году в специальном ящичке для приема пожертвований были обнаружены 50 тысяч рублей пятитысячными купюрами, которые туда явно опустил один человек. Этот благотворитель так и остался неизвестным. Но есть и иные примеры. Недавно кто-то умыкнул часть оставшихся невыработанными кирпичей — всего 26 штук. Вряд ли заезжие «гастролеры» позарились бы на такую мелочь. Скорее всего, кирпичи украли свои, вязниковские. Можно сказать, что это «наследники» тех, кто взрывал этот храм!
— Пожертвования собираются трудно, а требуются, возможно, даже не миллионы, а миллиарды. Тем не менее, оптимизма Вы не теряете?
— В последнее время на перспективы данного благого дела смотрю более оптимистично. Очевидно, что нам необходимо всячески добиваться помощи государства и Русской Православной Церкви. Сегодня одна из важнейших задач в этом плане — включение восстановления Казанского собора в Федеральную целевую программу «Культура России» по реставрации объектов культурного наследия. Конечно, попасть туда непросто. Но мы надеемся на поддержку не только светских властей — в том числе руководства владимирского региона, но и епархиального управления, нашего митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова), а также известного своей подвижнической деятельностью ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре архимандрита Московского Сретенского монастыря Тихона (Шевкунова).
Пока же мы стараемся привлечь как можно больше внимания соотечественников к истории и трагической судьбе Свято-Казанского собора. Так недавно специалисты из Владимира по инициативе нашего Попечительского Совета создали два неплохих информационно насыщенных видеофильма об этом уникальном храме, а также о чудотворной Казанской иконе Божией Матери, которая прежде находилась в соборе и привлекала множество паломников, в том числе из разных уголков страны. Кстати, в 1640 году для поклонения этой иконе в Вязники специально приезжал царь Михаил Федорович — отец будущего храмоздателя государя Алексея Михайловича. Вероятно, в недалеком будущем сможем издать книгу об этом уникальном образе и вязниковском соборном храме. Лично для меня возрождение Свято-Казанского собора имеет особое значение. Мой дед по матери Сергий Гусев в первой трети XX века служил священником в разных храмах, в том числе в селе Борисовское под Суздалем и в вязниковском Казанском соборе. Поэтому восстановить символ Вязников — храм, где священствовал мой дед — одно из моих заветных желаний!
Записал Николай Фролов.
трубаДУРА
says:Мыкола, а не ты ли строил красный дом на Заготзерно?