«Космической» коллекции ВСМЗ позавидует даже NASA
Завтра ‑ День космонавтики. Это не только праздник как дань первооткрывателям. Это праздник, олицетворяющий могущество и техническую мощь нашей страны. Это знак того, каких вершин все мы можем добиваться и оставлять в хвосте самые «передовые» страны мира.
«ВВ» не раз рассказывали о вкладе Владимирской области в освоение и историю космоса. Здесь космонавтов готовили к парашютным прыжкам. Наши предприятия были (и остаются) партнерами важнейших космических программ. У нас ‑ в Вязниках ‑ родился один из самых известных первопроходцев ‑ Валерий Кубасов. У нас, увы, погиб первый из космонавтов ‑ Юрий Гагарин. Словом, тема «регион-33 и космос» — неисчерпаема. Сегодня мы рассказываем, как создавалась уникальная «космическая» коллекция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Началось все с тренировочного костюма Кубасова…
В этом году Валерий Кубасов ушел из жизни. Он был первым и пока единственным нашим земляком, побывавшим на орбите. В Золотых воротах, в галерее Героев Советского Союза, есть раздел, посвященный его полетам. Собирать материал о нем музей начал сразу после его первой экспедиции на «Союзе-6» в 1969 году. Он тогда летал без малого пять суток и первым в мире провел сварку в невесомости. Вспоминает Алиса Аксенова:
— Мы узнали, где он живет. Это не было секретом. Поехали. Он тепло нас встретил, передал для ВСМЗ тренировочный костюм. Это ценный экспонат, он же был в космосе! Потом еще щедро поделился космической едой: мясные блюда, фруктовые…
Второй полет в июле 1975 года по советско-американской программе «Союз» — «Аполлон» принес Кубасову поистине космическую популярность. Еще бы, первая международная стыковка, «рукопожатие в космосе», «космическая оттепель»!
Владимирцы узнали о секретном проекте одними из первых в мире: когда он только готовился, в ноябре 1973 года наши и американцы тренировались в Звездном и поехали на экскурсию во Владимир. Весь экипаж: Валерий Кубасов, Алексей Леонов, Николай Рукавишников (он был бортинженером резервного экипажа), Вэнс Бранд, Дональд Слейтон, Томас Стаффорд…
— Простые были, приятные. Помню, пришли в Золотые ворота. Я им показываю тренировочный костюм Кубасова, — вспоминает Алиса Ивановна. — И тут Леонов говорит: «Ну, Алиса Ивановна, возьмите и мою шапку на будущее!» Потом приехали в Суздаль. Там покорители космоса устроили игру в снежки, как мальчишки. А мне надо вести их в ресторан на Кремлевской. И я говорю: «В конце концов, господа офицеры, вы слушаться будете?» А они смешно так выстроились, вытянулись: «Слушаемся!»
В ресторане Аксенова произнесла тост за их жен. Они были тронуты. Вэнс Бранд подарил ей шеврон «Аполлон-17» лунной экспедиции. Он тоже пополнил музейную коллекцию.
Во время той экскурсии Аксенова сдружилась с Леоновым. Музей приобрел несколько его космических пейзажей для экспозиции самодеятельного творчества народов. Сейчас картины Леонова — в фондах ВСМЗ.
А обком отговаривал…
В 1978 году в музей поступил скафандр Кубасова с нашивкой «Союз» — «Аполлон». Он ныне в Золотых воротах. А раньше висел в Успенском соборе Княгинина монастыря, в «атеистической» экспозиции музея.
Следующее крупное пополнение «космического» собрания произошло в 1987 году. В гости к Кубасову поехала сотрудник ВСМЗ Алмасарида Тенеткина. Ей удалось привезти более 30 предметов. Многие из них теперь представлены в экспозиции, хотя секретарь обкома партии по идеологии предупреждал: мол, не стоит ехать, дескать, Кубасов суров и скуп.
— Когда впервые приехала к нему, он показался мне действительно суровым человеком, — вспоминает Алмасарида Тенеткина. — Но уж никак не скупым. Он дал вещи для музея, а потом отложил какую-то космическую пищу в сторону и говорит: «Это вам». Я все сложила вместе. Он посмотрел строго и спросил: «Вы почему сложили все в общую кучу?» Я отвечаю: «Потому что все сдам в музей». Он пообещал проверить…
Спустя несколько месяцев Тенеткина приехала к Кубасову во второй раз. Контакт наладился. Он накормил гостью и напоил чаем, дал бутербродов в дорогу.
А вещей музею подарил столько, что женщина не знала, как нести. Кубасов достал большую дорожную сумку, сложил туда будущие экспонаты и лично донес все до музейной машины. Она, кстати, произвела на него неизгладимое впечатление. «В космосе был, весь мир объездил, а такого чуда не видел!» — высказался он о музейной «Кубани», представлявшей собой пассажирский грузовик. Восторг Кубасова вызвала самодельная линия связи между кабиной и салоном, отгороженными друг от друга сплошной стенкой.
Уникальные вещи
Среди тех «трофеев» ‑ уникальные вещи. Например, сварочный стол ‑ небольшая металлическая площадка, побывавшая на орбите, часть научного эксперимента. Фотоаппарат, который, как рассказывал позже Леонов, сломался в самый неподходящий момент. Но Кубасов взял камеру, посидел, сопя, над ней несколько часов, но починил! Это позволило участникам экспедиции передавать на Землю снимки. Вообще Леонов всегда отзывался о Кубасове как о величайшем инженере, очень тепло к нему относился.
Еще одна памятная вещь ‑ маленький жостовский поднос, на котором лежали хлеб-соль в кубиках. Ими Леонов и Кубасов встречали американцев во время стыковки.
В Золотых воротах хранятся и швейцарские часы Кубасова с именной гравировкой, заказанные американцами специально для лунной программы. Их Кубасову подарили астронавты — участники экспедиции «Союз» — «Аполлон».
Кубасов, кстати, предлагал достать для музея и настоящий спускаемый аппарат. Но в тяжелые перестроечные времена музей вынужден был отказаться от столь громоздкого приобретения.
Снимок на память
Так, музей собрал не только внушительную, но и первоклассную коллекцию. Например, коллеги из Калужского музея космонавтики недоумевали — как ВСМЗ удалось получить столько подлинных личных вещей Кубасова. Да и музей NASA кусает локти от зависти…
Впечатлило наше собрание и участников программы «Союз» — «Аполлон». В 2005 году, на 30-летний юбилей международного проекта, экипаж вновь посетил Владимир. Правда, уже не в полном составе. Дональд Слейтон, самый старший из астронавтов, к тому времени уже ушел из жизни.
— Остальные постарели, — вспоминает Аксенова. — Они смотрели на свои фотографии, шевроны, удивлялись, что все сохранилось.
Музей к юбилею подготовил специальную выставку. Поднялись звездные гости и в Золотые ворота. Уникальное групповое фото на фоне «кубасовской витрины» нигде ранее не публиковалось. Этот снимок музей-заповедник любезно предоставил эксклюзивно нашей редакции.
Автор: Полина Ганцева