РЭП под образами, или На что равняться поющим Вязникам
Культурный календарь октября выдался в Вязниках весьма фестивальным. С небольшим перерывом в нашем городе прошли сразу два крупных музыкальных форума — фестиваль духовной музыки «Чистый тон», который состоялся в ГЦКиО «Спутник», и 1-й этап Всероссийского детского хорового конкурса-фестиваля. Конечная цель последнего — отбор лучших голосов России для участия в церемонии закрытия зимней Олимпиады в Сочи. Казалось бы, два очень похожих друг на друга мероприятия, но такое разное ощущение оставили они!
Очень неоднозначное осталось у меня впечатление от услышанного на «Чистом тоне». Из 19 коллективов, принявших участие в концертной программе, глотком свежего воздуха, на мой субъективный взгляд, стали лишь произведения, исполненные двумя коллективами–ошанинца-ми. И детский коллектив «Забавушка», и титулованный ансамбль «Мелодия» со своей «Аве Мария» выступили, как и всегда, на высоком профессиональном уровне. Хотя, к сожалению, и у них было не без огрехов.
В остальном же звучание «Чистого тона» далеко не соответствовало своему названию. С трудом «отработав» свои номера, сцену покидали ансамбли и солисты, хоры детские и взрослые. Качество исполняемой музыки было, как бы это мягче сказать, не на высоте. Неверное интонирование, не владение формой и содержанием исполняемого вокального произведения, неудачно выбранный репертуар для духовного фестиваля, а не светского концерта — вот общие недочёты, которые, по моему мнению, допустили большинство исполнителей. Такое впечатление, что к данному музыкальному форуму участники просто не успели подготовиться.
Но причина некачественного звучания исполняемой на фестивале музыки видится и в другом. Коллективам, принявшим участие в концерте, не по силам справиться с теми сложными, я бы сказал, архитрудными задачами сольного, ансамблевого, хорового пения, которые стоят перед исполнителями духовной музыки.
Участники «Чистого тона» — это артисты художественной самодеятельности, где властвует, прежде всего, музыка душевная, со своими принципами подачи музыкального и поэтического текста. Духовные же произведения, по сути своей а-капельны (без сопровождения), почти всегда многоголосны. Посему, данный вид творчества требует огромной профессиональной подготовки. Здесь важно грамотное звукоизвле-чение, умение слышать себя и слышать голоса всего произведения.
Нельзя обойти стороной ещё один момент: Вивальди и Перголези, Бах и Гендель, Чайковский и Рахманинов — эти гении лучшие свои творения передавали в распоряжение церкви. Та к можем ли мы, находясь в центре православного мира, опираться в выборе репертуара для духовного фестиваля на песни Дианы Гурцкой, Сосо Павлиашвили и наших местных, пусть и многоуважаемых, но все-таки самодеятельных композиторов? Лично у меня ответ не вызывает сомнения. Поражает, что на подобном форуме предоставляется «слово» гитаре… И уж тем более нонсенс, когда на «Чистом тоне» исполняется «православный РЭП». Но, позвольте, РЭП — это совсем из «другой оперы», другого вида искусства — развлекательного.
Но в то же время я определённо уверен – в Вязниках фестиваль «Чистый тон» может стать великолепным культурным, поистине духовным событием. Творческих сил у нас достаточно. Сдвинув временные рамки проведения фестиваля, приурочив его, скажем, к Пасхе или Троице, организаторы позволят будущим участникам более успешно использовать репетиционный период. Регенты хоров Храмов всего района сумеют подготовить качественный и достойный репертуар. Школы искусств имеют практически профессиональные дискантовые хоры, где весь процесс обучения строится, прежде всего, на высокохудожественном духовном материале. Эти коллективы и должны «править бал» на «Тоне».
Представителям художественной самодеятельности района, с моей точки зрения, путь на праздник также не заказан. Но к подготовке выступления желательно подойти не всуе, но очень ответственно. Выбрать материал достойный и «по плечу». При условии титанического труда родится соответствующее пение.
Подтверждением этого предположения стал второй вязниковский хоровой фестиваль, который состоялся в рамках «олимпийского» отбора на базе вязниковской школы искусств им. Л.И. Ошанина.
Наряду с профессионалами — детишками из школ искусств Никологор, Мстёры и Вязников — своё мастерство хорового пения здесь продемонстрировали и хоры общеобразовательных школ района.
И какие же они молодцы! Вторая школа, третья, одиннадцатая – все коллективы на загляденье хороши. Прекрасные голоса, безупречное чувство ансамбля. Попробуй-ка в школьном хоре добиться выверенного звучания – сто потов сойдёт. А наши педагоги сумели. Просто, браво! На их фоне не потерялся и хор средней школы Мстёры. Вполне прилично спели.
Что касается академических хоров из «музыкалок» — право же, за будущее Вязников поющих можно быть спокойным. И в Никологорах, и во Мстёре преподаватели школ искусств профессионально, с большой долей умения прививают детям навыки академического хорового пения.
Первое место ожидаемо присуждено старшему академическому хору из вязниковской школы искусств им. Л.И.Ошанина. Каких только лауреатских титулов не завоевала со своим коллективом за долгие годы работы заслуженный работник культуры России Татьяна Николаевна Сырова? Вот теперь довелось стать соискателем олимпийского участия. Успехов вам, ребята и чистых, звонких нот на радость всем нам – вашим слушателям.
Своим мнением делился музыковед
Виктор СЕРГЕЕВ.
Дмитрий81
says:Если фестиваль духовной музыки \"Чистый тон\" создан для церковно-христианских песнопений,тогда спору нет,петь надо по \"догматам\".Но это должно быть записано в положении о проведении сего фестиваля.Ежели такового положения нет, то духовной музыкой по-моему субъективному мнению надо считать ту,которая пробуждает Дух,направляет Дух на поиски Источника Живой Воды,поднимает Дух в высшие Божественные области,которые ранее небыли ему доступны.А земные средства проявления голоса Духа бесспорно слабы в сравнении с первоисточником,но для многих они единственные в цели пробуждения.И единственным земным средством служит Слово сказанное Человеческим голосом без сопровождения механических голосов. А человеческих голосов в нашей стране много,которые давно стали родными друг другу.Это до сих пор не умолкающий древний голос славяно-арийских Вед(которые много чего Ведают),голос Гаутамы Шакьямуни из Индии,иудаизм,учение Иисуса Христа из Назарета,учение Мухаммеда из Медины.Так может дать возможность звучать на фестивале духовной музыки всем отголоскам Единого Духа Божия.Се моё мнение.С уважением любитель музыки.