Эстонцы помогли восстановить мстёрские витражи
Витражное искусство появилось в Европе в начале Х века. Вплоть до века ХV витражи могли украшать исключительно христианские храмы. И только к концу Средневековья искусство цветного света начало преображать и жилые интерьеры.
Наряду с фреской и мозаикой, витраж относится к монументальным формам живописи, а посему является делом дорогостоящим. Расписанные специальными пигментами плоские цветные стёкла при помощи спайки свинцом приобретают, наконец, законченность витража…
За более чем тысячелетнею историю Русской православной церкви в России витражную роспись можно встретить не более чем в пяти храмах. Тем более отраден тот факт, что и на земле Владимирской в церкви женского монастыря св. Иоанна Милостивого с недавнего времени взорам прихожан явствуют во всём своём великолепии более 10-ти оконных витражей. Не только для нашего края, но без преувеличения для всей России это событие имеет большое культурное значение. Матушка Фомаида, настоятельница Мстёрского женского монастыря, несмотря на свою занятость в связи с большими восстановительными работами в храме, сочла удобным пообщаться с корреспондентом «Районки» и рассказать об истории и создания витражей. — На всё есть промысел Божий, — заметила она. — Так случилось, что несколько лет назад к мстёрским мастерам иконописи приехал в гости всемирно известный эстонский художник-монументалист Андрей Лобанов. За 25-летний период своей творческой деятельности им были изготовлены витражи в более чем десяти храмах Испании, Англии, Эстонии, Италии и России. В частности, в 2009 году Андреем были воссозданы витражи в церкви св. Петра и Павла, что в Ярославской области. В тот памятный для всех нас приезд художника во Мстё-ру он познакомился с иконами нашей церкви, которые написаны исключительно местными мастерами.
Тогда-то Лобанов и предложил свои услуги по витражной росписи храма. Прежде всего, Андрея прельстило то, что столь больших витражей он никогда не делал.
Такой дорогостоящий проект без меценатства осилить невозможно. Щедрых людей нашли в Таллине. Там же, в собственной мастерской, Андрей со своим учеником, но давно уже мастером Андреем Пона-морёвым, и выполнили большую часть работ.
Каждый витраж, состоящий из трёх блоков,был соединён по старинной технологии непосредственно на месте – во Мстёре. Много времени заняла свинцовая пайка. Работа кропотливая, требующая огромного профессионализма, в итоге была выполнена блестяще. На всю работу, от её начала и до конца, ушло более трёх лет. Теперь служить людям им предстоит века.
Сегодня, если войти в храм, слева вас встретят витражи, на которых изображены святой преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Справа — св.князь Пётр и св.княгиня Февронья. В другой части церкви на витражах изображены святые апостолы Пётр и Павел, чуть дальше -св. апостолы Матфей и Андрей Первозванный. Впечатления от увиденного – из разряда невозможного для передачи словами. Всё на уровне чувств просветления и тихого благоговения…
Уверен, что тот, кто хоть едино жды сподобиться прийти сюда, захочет вновь посетить эти святые места. Успокоиться, тихо помолиться,и, возможно, осмыслить происходящее в своей жизни.
Виктор СЕРГЕЕВ.