//   Погода:
Новости

Учим учиться (Часть 2)

Увеличить картинкуПродолжаем публикацию статьи И. Сергеевой «Учим учиться», начатую в «Районке» №34(101) от 30.08.12.
Более двух десятилетий в Москве существует Школа раннего развития детей 3-6 лет «Воспитание искусством». Работает она по уникальной методике своего основателя и бессменного директора Татьяны Ивановны Смирновой. Давно уже школа носит гордое название «Международного центра». Два раза в год Татьяна Ивановна проводит свои семинары. Съезжаются к ней педагоги не только из России, но и из-за рубежа. Побывав однажды на семинаре, я трижды впоследствии приезжала к Татьяне Ивановне для более углублённого изучения её методики раннего эстетического развития ребёнка.
Уникальность работы Татьяны Смирновой состоит в том, что составляющими комплексного подхода в воспитании личности являются все главные виды искусств: музыка и живопись, театр, танцевальная импровизация и искусство слова. На занятиях у Татьяны Ивановны происходит одновременное развитие ребёнка по нескольким направлениям: аналитическое и творческое мышление, риторика и культура общения, основы актёрского мастерства и литературное творчество, пластика, ритмика и развитие личностных качеств, таких как успешность и нравственность, самостоятельность и самореализация, инициативность и ответственность, взаимодействие и толерантность.
Вот уже более десяти лет в моей работе главным направлением является данная методика. Именно она легла в основу моей авторской программы «Раннее эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Воспитание ребёнка, его развитие и желание учиться без принуждения возможно лишь при одном условии — ему должно быть комфортно и естественно, должно быть интересно. Что может быть интереснее для малыша, чем окружающий его мир: люди, природа, животные, звуки, запахи и всё остальное, что охватывает его детский разум? Человек устроен так, что с рождения у него большая тяга к познанию.
Именно эта работа — проникновение в окружающий нас мир — и есть воспитание, развитие и учёба малыша. Уже позднее, в семи летнем возрасте, школа начнёт давать ребёнку образование. У родителей есть в запасе 3-4 года. Как этими годами правильно распорядится? Кормить, поить, растить и ждать, что школа научит? Научит, но только в тех рамках, которые ребёнку задали родители в первые годы его домашнего воспитания. Мы помним, что самые важные годы для формирования головного мозга — первые 6 лет жизни!
С самого первого урока на моих занятиях ребёнок погружён в мир музыки, слова и цвета. Мы не учимся играть на пианино, не лепим из пластилина, не цитируем «наша Таня громко плачет». Музыку, а у нас это Чайковский, Мусоргский, Шопен, Сен-Санс, Лядов мы слушаем и обсуждаем, импровизируем в танце и свои переживания стараемся выразить различными эмоциями, словами описываем чувства, испытанные нами во время прослушивания. Взрослым это всё очень сложно, но у детей не бывает ошибок, ведь это Я так слышу, Я так чувствую и понимаю.
Таким образом, ребёнок незаметно для себя обогащает свой эмоциональный ряд и расширяет словарный запас. Главным воспитателем у него выступает искусство, а преподаватель выступает в роли лидера игры или действия.
Отдельно необходимо сказать об участии родителей в учебном процессе. Они полноправные участники всех происходящих событий. Домашние задания — непрерывная цепь образовательных, воспитательных и развивающих задач на данный период жизни ребёнка, да и всей семьи в целом. Те семьи, где идеи раннего эстетического развития прижились и укрепились, где зазвучала классическая музыка, стихи гениальных поэтов и появились репродукции картин великих художников, в будущем избавлены от противоречия «отцов и детей». В этих семьях уже сегодня закрепляется дух единомыслия, любви к истинному искусству, к природе, уважение к человеку, стремление к знаниям, умноженное на стремление добывать эти знания и закреплять их.
И когда в конце второго года обучения ребёнок, ещё не умеющий ни читать, ни писать рассуждает о любви и дружбе, об эгоизме и самолюбии, о душевной красоте или чёрствости героев «Евгения Онегина», то у меня отпадает необходимость «агитировать» родителей этого ребёнка за волшебную силу Вечного искусства. Искусство само совершает очередное чудо — превращает маленького человечка в готового к большому жизненному пути человека.
В следующем номере «Районки» мы продолжим разговор о раннем домашнем воспитании детей.

Почётный работник среднего профессионального образования РФ, лучший учитель года Республики Саха (Якутия) 1998г., педагог высшей квалификации, преподаватель МОУ ДОД детской школы искусств им.Л.И.Ошанина
Инесса СЕРГЕЕВА.

Поделиться новостью

Добавить комментарий