Учим учиться (Часть 2)
Продолжаем публикацию статьи И. Сергеевой «Учим учиться», начатую в «Районке» №34(101) от 30.08.12.
Более двух десятилетий в Москве существует Школа раннего развития детей 3-6 лет «Воспитание искусством». Работает она по уникальной методике своего основателя и бессменного директора Татьяны Ивановны Смирновой. Давно уже школа носит гордое название «Международного центра». Два раза в год Татьяна Ивановна проводит свои семинары. Съезжаются к ней педагоги не только из России, но и из-за рубежа. Побывав однажды на семинаре, я трижды впоследствии приезжала к Татьяне Ивановне для более углублённого изучения её методики раннего эстетического развития ребёнка.
Уникальность работы Татьяны Смирновой состоит в том, что составляющими комплексного подхода в воспитании личности являются все главные виды искусств: музыка и живопись, театр, танцевальная импровизация и искусство слова. На занятиях у Татьяны Ивановны происходит одновременное развитие ребёнка по нескольким направлениям: аналитическое и творческое мышление, риторика и культура общения, основы актёрского мастерства и литературное творчество, пластика, ритмика и развитие личностных качеств, таких как успешность и нравственность, самостоятельность и самореализация, инициативность и ответственность, взаимодействие и толерантность.
Вот уже более десяти лет в моей работе главным направлением является данная методика. Именно она легла в основу моей авторской программы «Раннее эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Воспитание ребёнка, его развитие и желание учиться без принуждения возможно лишь при одном условии — ему должно быть комфортно и естественно, должно быть интересно. Что может быть интереснее для малыша, чем окружающий его мир: люди, природа, животные, звуки, запахи и всё остальное, что охватывает его детский разум? Человек устроен так, что с рождения у него большая тяга к познанию.
Именно эта работа — проникновение в окружающий нас мир — и есть воспитание, развитие и учёба малыша. Уже позднее, в семи летнем возрасте, школа начнёт давать ребёнку образование. У родителей есть в запасе 3-4 года. Как этими годами правильно распорядится? Кормить, поить, растить и ждать, что школа научит? Научит, но только в тех рамках, которые ребёнку задали родители в первые годы его домашнего воспитания. Мы помним, что самые важные годы для формирования головного мозга — первые 6 лет жизни!
С самого первого урока на моих занятиях ребёнок погружён в мир музыки, слова и цвета. Мы не учимся играть на пианино, не лепим из пластилина, не цитируем «наша Таня громко плачет». Музыку, а у нас это Чайковский, Мусоргский, Шопен, Сен-Санс, Лядов мы слушаем и обсуждаем, импровизируем в танце и свои переживания стараемся выразить различными эмоциями, словами описываем чувства, испытанные нами во время прослушивания. Взрослым это всё очень сложно, но у детей не бывает ошибок, ведь это Я так слышу, Я так чувствую и понимаю.
Таким образом, ребёнок незаметно для себя обогащает свой эмоциональный ряд и расширяет словарный запас. Главным воспитателем у него выступает искусство, а преподаватель выступает в роли лидера игры или действия.
Отдельно необходимо сказать об участии родителей в учебном процессе. Они полноправные участники всех происходящих событий. Домашние задания — непрерывная цепь образовательных, воспитательных и развивающих задач на данный период жизни ребёнка, да и всей семьи в целом. Те семьи, где идеи раннего эстетического развития прижились и укрепились, где зазвучала классическая музыка, стихи гениальных поэтов и появились репродукции картин великих художников, в будущем избавлены от противоречия «отцов и детей». В этих семьях уже сегодня закрепляется дух единомыслия, любви к истинному искусству, к природе, уважение к человеку, стремление к знаниям, умноженное на стремление добывать эти знания и закреплять их.
И когда в конце второго года обучения ребёнок, ещё не умеющий ни читать, ни писать рассуждает о любви и дружбе, об эгоизме и самолюбии, о душевной красоте или чёрствости героев «Евгения Онегина», то у меня отпадает необходимость «агитировать» родителей этого ребёнка за волшебную силу Вечного искусства. Искусство само совершает очередное чудо — превращает маленького человечка в готового к большому жизненному пути человека.
В следующем номере «Районки» мы продолжим разговор о раннем домашнем воспитании детей.
Почётный работник среднего профессионального образования РФ, лучший учитель года Республики Саха (Якутия) 1998г., педагог высшей квалификации, преподаватель МОУ ДОД детской школы искусств им.Л.И.Ошанина
Инесса СЕРГЕЕВА.