//   Погода:
Новости

Танцы на «святой земле»: исторический аспект

Увеличить картинкуНикольская церковь в посёлке Никологоры по праву могла бы называться одним из старейших храмов не только Вязниковской, но и всей Владимирской земли. Основана она была в начале XVIII века. Однако уже в первой половине ХХ века религиозный центр посёлка превратился в место для пролетарских танцев.
К началу 1930-х гг. в Никологорах было 3 церкви: летняя и зимняя Никольские и Спасо-Преображенская летняя церковь около местного кладбища. Мысли о духовном в то время меньше всего заботили молодых строителей коммунизма. Требовалась новая массовая культура — клубы и танцы.
Сначала под эти нужды была отдана летняя Никольская церковь. Её переделали под фабричный клуб «Большевик» на 300 человек. Но и этого для населённого пункта с шеститысячным населением оказалось недостаточно. Власти «положили глаз» на соседний — тёплый — храм. Да и повод для изъятия святыни был, казалось бы, более чем уважительным: по закону одна православная община не могла пользоваться более чем одним церковным зданием.
События развивались довольно бурно для того времени. 29 января 1937 г. никологорский райисполком постановил возбудить ходатайство перед ивановским облисполкомом о расторжении договора с общиной на пользование церковью. 13 сентября этого же года после непродолжительной переписки облисполком постановил: договор расторгнуть, а церковь ликвидировать и использовать под клуб, так как «…у верующих есть другая церковь, а эта находится около клуба и других организаций».
Только спустя более чем полмесяца, верующие узнали о решении областных властей. Скорее всего, такой задержкой райисполком решил лишить никологорских прихожан возможности обжаловать постановление. Несмотря на это, 10 октября верующие пишут жалобу во ВЦИК, где просят оставить им церковь. Ведь только в ней зимой можно было крестить детей, а чтобы переоборудовать Спасо-Преображенскую церковь, требовались серьёзные материальные затраты. Но просьбы более чем пятисот верующих так и остались без внимания.
16 ноября Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК составила заключение: «Ближайшая действующая церковь на кладбище; верующие просят изъять Кладбищенскую церковь, а зимнюю оставить; зимняя находится в одной ограде с клубом», поэтому зимнюю церковь следует ликвидировать и использовать под клуб, а Кладбищенскую — оставить.
В скором времени «приговор» Никольской церкви, по сути давшей имя самому населённому пункту, был приведён в исполнение. И вплоть до недавнего времени здание церкви, которое входит в ансамбль церквей Рождества Христова и Николая Чудотворца, использовалось под проведение дискотек. Хотя, если бы не повальная борьба с «опиумом для народа», уникальный архитектурный памятник в посёлке был бы сохранён. Но история, как известно, сослагательного наклонения не знает.

Подготовил Андрей ЕРШОВ (a-er[собака]bk.ru).

Поделиться новостью

Добавить комментарий