Возрождённое достояние, которому рукоплескала Столица
Вместе с сотрудниками Вязниковского историко-художественного музея «Районка» продолжает разгадывать загадки сокровищницы Казанского собора.
Кроме царских даров, о тайнах которых мы писали в прошлых выпусках газеты, немалую ценность как в историческом, так и культурном плане, представляют древнерусские скульптуры, некогда находившиеся в Казанском соборе. История одного такого шедевра иначе как чудесной и не назовёшь.
В 2007 году на выставке «Биеннале» в Москве первый приз в номинации «Спасённые шедевры ХVII века» завоевал образ Георгия Победоносца. Любуясь настоящим произведением искусства, мало кто из гостей показа догадывался, что один из главных символов Столицы прибыл сюда из далёких Вязников.
Фигура святого, действительно, вышла из-под руки московского мастера в далёком XVII веке. Об этом свидетельствует техника выполнения работы. Вот, как описывают вязниковского Георгия профессиональные искусствоведы: «Изображение святого, сидящего на спокойно шагающем коне, состоит из трёх основных частей: фигуры юноши, седла, фигуры коня и выполнено высоким рельефом с элементами круглой скульптуры. Тыльная сторона скульптуры — гладкая, с дополнительным креплением к фоновой доске или киоту. Фигура святого Георгия несколько скована, в верхней части — слегка укрупнена в размерах, не соответствуя рукам и ногам юноши. Конь также несколько тяжеловатый. Хвост коня ровный, без узлов». Скульптура, скорее всего, стала одним из подарков недавно построенному Казанскому собору. Роспись на ней выполнена по левкасу с широким использованием техники письма цветными лаками, что характерно для скульптуры второй половины XVII века.
Но почему же такая реликвия оставалась без внимания до самого начала XXI века? Ведь, как утверждают работники историко-художественного музея, упоминания о ней нет даже в церковной описи, которая проводилась перед закрытием главного вязниковского храма. Однако в хранилище музея скульптура поступила в 1929 году именно из Казанского собора. Об этом свидетельствует специальный документ — Книга поступлений.
Внешний вид Георгия был, мягко говоря, неприглядным. Многочисленные трещины и осыпи краски, отсутствие некоторых деталей, создавали такое ощущение, что произведение искусства десятилетия пролежало в подсобном помещении церкви, как вышедшая из употребления утварь. Наши предки, видимо, махнули на неё рукой, посчитав, что восстановление уже невозможно.
Судьба скульптуры виделась безрадостной. Помощь пришла неожиданно. Взяться за реставрацию уникального памятника древнерусской культуры согласились сотрудники кафедр «Дерево» и «Темперная живопись» суздальского художественно-реставрационного училища — супруги Т.М. Енина и А.В. Достовалов. Благодаря их трудам экспонат приобрёл новую жизнь. Теперь каждый посетитель Вязниковского историко-художественного музея сможет воочию увидеть возрождённое достояние, которому рукоплескала Столица.
Яна ХВАТОВА.
По материалам Вязниковского историко-художественного музея.