Новые стандарты — новые вопросы
Вопросы, касающиеся сферы образования, звучат в средствах массовой информации достаточно часто. Особенно актуальными они становятся в преддверии выпускного тестирования, а время это не за горами. Что ждёт школу и её учеников в наступившем году? Что такое «новые стандарты» образования? С этими вопросами «Районка» обратилась к начальнику управления образования Вязниковского района Галине Роговой.
«Районка»: Единый государственный экзамен продолжает оставаться одной из главных форм итоговой аттестации выпускников школ. Как в Вязниковском районе ведётся подготовка к приёму ЕГЭ?
— Единый государственный экзамен уже второй год подряд будет проводиться в штатном режиме, и, несмотря на многочисленные разговоры о его отмене, ЕГЭ на сегодняшний день является основной формой итоговой аттестации, которая даёт возможность детям одновременно сдать выпускные и пройти вступительные испытания в ВУЗы и ССУЗы.
ЕГЭ в Вязниковском районе в этом году будут сдавать 302 человека. Все они уже определились с перечнем предметов, по которым им предстоит выдержать итоговое тестирование. Напомню, для поступления в высшие учебные заведения ребята должны были выбрать не менее трёх предметов. По-прежнему самой популярной дисциплиной является обществознание, и по-прежнему очень мало выпускников решают сдавать иностранные языки.
Есть определённые нововведения, касающиеся как технической, так и содержательной стороны экзамена. Например, если раньше ученик, приходя на тестирование, должен был отдавать мобильный телефон, то теперь ребёнок вообще не должен приносить его на пункт приёма экзамена.
Хочу отметить, что продолжает свою работу горячая линия по вопросам Единого госэкзамена. Каждый желающий может задать свой вопрос специалистам управления образования тремя способами: позвонив по телефону: 8(49233) 2-44-81, зайдя на официальный сайт управления образования по адресу: www.uproviaz.ru или придя на личный приём.
«Р»: В этом году систему образования вновь ожидают перемены. Как вы к ним относитесь?
— Пожалуй, о любом нововведении нельзя однозначно сказать хорошо оно или плохо, пока оно не будет апробировано. С другой стороны, сегодня к школе предъявляется столько разнообразных требований, что существующая образовательная система выполнить их в полном объеме не в состоянии.
Часто все мы говорим о том, что учить всех одинаково невозможно. Действительно, если ребёнок не собирается в дальнейшей жизни использовать знания по тому или иному предмету, для чего тогда он это учит? Задача школы – научить ребёнка добывать знания, научить учиться. Благо, что сейчас доступно множество средств получения информации. Т а к что, совсем не обязательно всю её вкладывать в детскую голову.
Если подросток по складу характера, способностям, интересам больше тянется к гуманитарным наукам, то зачем ему в старших классах заниматься тригонометрией или штудировать физику? Когда свою дальнейшую жизнь он планирует связать, скажем, с историей или литературой. Возможно, именно поэтому многие выпускники в крупных городах выбрали экстернат как форму обучения, углублённо изучая лишь те предметы, которые им понадобятся для поступления в институты.
Вязниковцы задают очень много вопросов по поводу введения в старших классах четырех обязательных предметов: физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности, « Россия в мире» и так называемого «индивидуального проекта». При этом родители не обращают внимание, а, может быть, и не очень понимают того, что новые стандарты предусматривают не только обязательную, но и вариативную часть. А это значит, что круг предметов, которые может выбрать ребенок, значительно шире — 10-12. Их он так же будет изучать. Преподаваться эти дисциплины будут абсолютно бесплатно.
Таким образом, новые образовательные стандарты, которые планируется вводить в течении относительно длительного промежутка времени, вплоть до 2020 года, — это попытка упорядочить запросы общества к школе. Однако в них ещё обязательно будут вноситься корректировки.
«Р»: Порой приходится слышать, что новые образовательные стандарты -это попытка лишить детей бесплатного образования. Так ли это на самом деле?
— Считаю такие высказывания в корне неверными. По новым стандартам к бесплатным предметам, которые дети изучают в школе, добавится и внеурочная работа, которая так же будет оплачиваться государством, а не из кармана родителей. Любые кружки и секции у нас всегда были и будут бесплатными.
Вообще мне не понятна позиция некоторых руководителей вязниковских школ, утверждающих, что новые образовательные стандарты приведут к платному обучению. Не надо всех мерить по себе… Если у таких директоров уже узаконены платные курсы, которые ведут учителя того же учреждения, хотя в других школах за них никакая плата не взимается, то о чём вообще может идти речь? Да, репетиторство уже стало почти повсеместным явлением. Новые же стандарты позволят без дополнительных занятий углублённо изучать те или иные дисциплины. Если физик будет работать с пятью-шестью действительно заинтересованными ребятами, то и результаты будут ничуть не хуже занятий с репетитором. Если ребёнку захочется ещё больше углубить знания по тому или иному предмету, то он, как и сейчас, сможет получить данную услугу, а образование это, прежде всего, услуга, за определённую плату. Но для этого надо чётко определить, какие услуги ребёнок должен получать бесплатно. Именно это и регламентируют новые стандарты.
«Р»: Сохранятся ли в школе льготы на питание для детей из малообеспеченных семей?
— На сегодняшний день в образовательных учреждениях района существует специальная норма: если на одного члена семьи не выходит 1500 рублей от совокупного дохода, то муниципальный бюджет выделяет деньги на питание детей из таких семей. В нашем районе бесплатное питание в школьных столовых сейчас получают более трёхсот детей. Более того, горячими обедами обеспечены все без исключения ученики младших классов. В дальнейшем эта практика будет продолжена.
«Р»: Как обстоят дела с привлечением молодых специалистов в вязниковские школы? Что для этого нужно делать?
— Прежде всего, необходимо менять отношение общества к профессии учителя. Молодым людям важно, чтобы работа была не только хорошо оплачиваемой, но и престижной. Когда к педагогу будут относится как к личности, число молодёжи в профессии возрастёт. Уверена, что курс, взятый нашим правительством – гранты педагогам и школам, проведение «Года учителя» — способствует активному решению этой задачи.
Записал Андрей ВЕДЕНЕЕВ.